Пища ребенка должна содержать все те вещества, которые входят в рацион взрослого человека, т. е. белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Однако соотношение этих компонентов и их источники (пищевые продукты) должны соответствовать возрасту и массе тела ребенка.
Пища в детских учреждениях приготовляется по заранее составленному меню. В составлении его обязательно должен принимать участие медицинский работник, обслуживающий детское учреждение, Меню необходимо составлять заранее на 7-10 дней с учетом стоимости питания. Составление меню удобнее начинать с обеда, а затем переходить к завтраку, полднику и ужину. При этом необходимо учитывать объем порций для детей разного возраста. В детских садах чаще всего трехразовое питание, так как дети ужинают дома. Для домашнего ужина ребенка можно рекомендовать творог со сметаной (100 г), кисель (150-200 г), сдобную булочку или пшеничный хлеб (30-50 г), фрукты (100 г). Калорийность такого ужина составляет 460 ккал.
Организация питания в детских комбинатах
Организация питания в детских комбинатах (ясли-сад) более сложна, так как рацион необходимо дифференцировать не только по количеству и объему пищи в соответствии с возрастом ребенка, но и по кулинарной обработке. Дети 2-3-летнего возраста должны получать пищу из продуктов, подвергшихся более тщательной кулинарной обработке, чем старшие дети. Например, ребенку 1,5 года лет рекомендуются мясные котлеты и фрикадельки, паровые запеканки. По мере роста ребенка расширяется ассортимент блюд и изменяется их кулинарная обработка: вместо пюре можно давать тушеные овощи, непротертые каши, крупяные и овощные котлеты, запеканки. Ребенку 2-3 лет в рацион можно вводить котлеты, жареные, картофель отварной, тушеный, жареный.
Санитарные требования к производственным помещениям
Санитарные требования к производственным помещениям (кухня, разделочные цеха, складские помещения) в основном 1. /ко, что и на предприятиях общественного питания, о чем будет сказано в соответствующей главе.
Организация рационального питания учащихся является одним из обязательных условий воспитания в общеобразовательных школах. Дети находятся в школах от 4-6 до 10 ч и более, в так называемых классах продленного дня. За этот период учащиеся затрачивают от 500 до 1500 ккал энергии. Поэтому учащиеся в школах должны быть обеспечены питанием, соответствующим их возрасту и другим потребностям. Учащиеся, находящиеся в школе обычное время (4-6 ч), должны быть обеспечены горячими завтраками, а учащиеся классов продленного дня – завтраком и обедом. Учащиеся, живущие при школах-интернатах, обеспечиваются четырехразовым питанием.
Санитарные работники при осуществлении контроля за организацией питания в школах выясняют следующие вопросы: пригодность помещения для приема пищи, условия снабжения пищевыми продуктами и их ассортимент, организация приема пищи и условия ее приготовления.
Площадь обеденного зала столовой планируется из расчета 0,65 м2 на одно посадочное место. При определении количества посадочных мест исходят из четырехкратной оборачиваемости их. Так, например, в школьном здании на 960 учащихся необходимо организовать столовую на 240 посадочных мест. Обслуживание учащихся в такой столовой возможно в четыре потока.
Обеденные залы в столовых и буфетах оборудуются специальными столами с гигиеническим покрытием на 4-8 посадочных мест. Столовая должна быть обеспечена достаточным количеством холодной и горячей воды, соответствующей гигиеническим требованиям, для приготовления обедов и технических нужд, а также охлаждаемыми витринами.
При организации питания учащихся в классных комнатах необходимо выделить помещения для хранения и раздачи расфасованных завтраков и мытья посуды.
Школьные столовые оборудуются главным образом в расчете на приготовление блюд из полуфабрикатов. В связи с этим в городе (поселке) следует предусмотреть базовую столовую-заготовочную, которая будет осуществлять снабжение школьных столовых и буфетов полуфабрикатами. Из базовых столовых в школьные могут доставляться следующие полуфабрикаты: мясные (натуральные штучные, мелкокусковые, крупнокусковые котлеты), птица тушками, разделанными и заправленными, субпродукты первой категории, (зачищенные), рыбные (рыба тушками, филе), овощные (картофель мытый, очищенный, овощи мытые, очищенные, зелень перебранная, квашеная).
Ассортимент готовых завтраков, доставляемых в школьные буфеты: котлеты мясные, рыбные, печень жареная, биточки крупяные, сырники, гарниры, каши, капуста, овощи тушеные, сладкие блюда (кисель, компот, фруктовые и овощные соки), мучные изделия (булочки, коврижки, коржики, пирожки печеные, ватрушки). При этом следует строго соблюдать сроки и условия реализации готовой пищи.
Одной из наиболее рациональных форм организации питания учащихся является абонементная система. Абонементы продаются на неделю. Система абонементов позволяет более разнообразно составить меню и облегчает планирование снабжения продуктами. Абонементы приобретают сами учащиеся или их родители в столовой или через педагогов.
Для того чтобы быстро и организованно обеспечить завтраками и обедами учащихся, необходимы применение автоматических линий раздачи пищи в школьных вариантах и четко продуманная работа педагогического коллектива школы, дежурство членов родительского комитета.
В ограниченное время школьных перемен к приходу детей следует заранее с помощью дежурных разложить приборы, поставить на столы сладкие блюда и молоко. Необходимо обеспечить детям возможность вымыть руки перед приемом пищи. Для этого оборудуются умывальники из расчета один кран или 0,6 м желобкового умывальника на 20 посадочных мест в обеденном зале. Умывальники следует размещать в приходах или коридорах, ведущих в обеденный зал, но не являющихся проходными в помещения другого назначения. Учащиеся могут вымыть руки в классных комнатах, в которых предусмотрена установка умывальников.
Учащиеся младших классов должны приходить в столовую-буфет организованно, вместе с классным руководителем.
При организации завтраков в классных комнатах ассортимент их состоит из молочных продуктов в мелкой расфасовке мин напитка (кофе, какао), овощного или фруктового сока и хлебобулочных изделий.
В сельских школах независимо от типа школы и количества учащихся должен быть организован обед с горячими блюдами , так как дети в сельских школах тратят больше энергии на переходы в связи с отдаленностью местожительства. Питание учащихся в сельской местности организуется предприятиями потребительской кооперации или непосредственно в школе либо вблизи расположенной столовой (чайной) в определенные часы и по специальному меню. Многие колхозы и совхозы выделяют средства как для строительства школьных буфетов и столовых, так и для питания учащихся. 41 таких колхозах и совхозах питание учащихся организовано бесплатное или по себестоимости.
Санитарному работнику при контроле за питанием в детских и подростковых коллективах нередко приходится оценивать качество питания по меню-раскладке. При этом подсчитывается в них количество пищевых веществ: белка (в том числе животного), жира (в том числе растительного), углеводов, витаминов, минеральных веществ и калорийность. Данные подсчета (анализа) сравнивают с установленными физиологическими ‘потребностями и набором пищевых продуктов для каждой возрастной группы. Такую оценку питания не следует производить по единичным меню-раскладкам. В зависимости от цели анализа питания следует брать разное количество меню-раскладок.
Например, при оценке питания за месяц – не менее десяти, за сезон – не менее двух раскладок за каждую неделю, за год-не менее одной раскладки за каждую неделю. При этом необходимо учитывать равномерность распределения продуктового набора в течение недели, месяца, сезона, определять повторяемость блюд (мясные, рыбные, молочные, яичные, овощные), разнообразие блюд и видов кулинарной обработки пищи.
При контроле питания в детских коллективах необходимо требовать регулярной витаминизации блюд витамином С (аскорбиновая кислота). Детские молочные кухни должны располагаться в отдельном здании или на первом этаже жилого здания, а также в комплексе с детской консультацией и иметь следующие помещения: для. приема молока (с холодильной камерой), его фильтрации и розлива, моечной фляг, для обработки молока и приготовления смесей, для охлаждения молочных смесей, кефирный и творожный цехи, экспедиции е холодильной камерой, кладовую сухих продуктов,. -моечную инвентаря и посуды, бытовые и вспомогательные помещения. Сырье для приготовления детских питательных смесей используется только доброкачественное: молоко натуральное от здоровых коров. Хранение скоропортящихся продуктов допускается при температуре от 0 до 4°С.
В пастеризованном молоке, смесях и кисломолочных продуктах титр кишечной палочки более 11,1. Общее число микробов б 1 мл молока не должно превышать 500, в кисломолочных продуктах допускаются только свойственные им микробы.