...

Планирование программ питания – Анализ ситуации

Описание программы:

Содержание настоящей программы является адаптацией, произведенной Отделением ЮНЕСКО по развитию качественного образования, следующей публикации:

 

ВОЗ/ФАО/Организация международного образования 1998. Информационная серия ВОЗ на тему школьного здравоохранения – Документ 4: Здоровое питание: Необходимый элемент школы, пропагандирующей здоровый образ жизни. Женева: ВОЗ.

 

Описание документа:

Настоящий документ предназначен для оказания заинтересованным лицам содействия в пропаганде и организации действий по развитию здорового питания посредством школ. Он приводит убедительные доводы в пользу необходимости предпринять действия касательно культуры питания и поведенческой модели здорового питания, понятий и качеств Школы, пропагандирующей здоровое питание, а также конкретных   способов, которыми школы могут использовать свой организационный потенциал для улучшения питания среди молодых людей, школьного персонала и семей. Документ описывает, каким образом можно использовать каждый из четырех компонентов  FRESH для улучшения культуры питания.

 

FRESH предлагает стратегический проект для разработки программы эффективного школьного здравоохранения. Планирование и оценка представляют собой необходимые процессы, позволяющие адаптировать проект к местным ресурсам и потребностям. Тщательное планирование и документирование результатов повышает успех и эффективность мероприятий программы школьного здравоохранения.

Что представляет собой анализ ситуации?

 

В двух словах, анализ ситуации – это деятельность, осуществляемая разработчиками программы с целью сбора и анализа информации, которая позволит им разработать, реализовать и оценить программы. Как правило, собранная информация имеет отношение к тому, кого касается проблема, почему и каким образом это происходит, к степени тяжести проблемы и ресурсам и стратегиям, которые могут быть применены для достижения желаемых результатов. В случае с программами здравоохранения информация о знаниях, взглядах и поведении индивидуумов часто является ключевой.

 

 

Зачем необходимо проводить анализ ситуации?

 

Меры по улучшению состояния здоровья и питания посредством школьных программ чаще всего оказываются успешными, если соблюдены два условия:

 

  • i) Им оказывают активную поддержку директивные органы и органы, принимающие решения, школьный персонал и учащиеся, а также родители другие члены сообщества;

 

  • ii) для планирования, реализации и оценки всех аспектов, предпринимаемых действий используется достоверная информация о потребностях в программах, необходимых ресурсах и ожидаемых результатах.

 

На любом уровне разработки программы (национальном, региональном или местном), удовлетворить эти условия позволят процедура и результаты анализа ситуации.  Качественный анализ ситуации имеет несколько преимуществ:

 

  • Директивным органам и органам, принимающим решения, необходимо убедительное основание для оказания поддержки, особенно когда политики и решения связаны с распределением ресурсов.

 

  • Точные и актуальные данные и информация обеспечивают основу для дискуссии, обоснования, установки приоритетов для действий и определения групп с особыми потребностями, в том числе детей, принадлежащих к неимущим или группам меньшинства или живущих в географических областях, где недостаточность питания является распространенной.

 

  • Данные, полученные посредством анализа ситуации, позволяют разработать программы, соответствующие конкретным потребностям, опыту, мотивации и сильным сторонам учащихся, персонала, семей и членов сообщества, выбранных в качестве целевых.

 

  • Данные, полученные посредством анализа ситуации, обеспечивают исходный уровень, относительно которого производится оценка последующих изменений в состоянии и культуры питания. Это необходимо для оценки результатов предпринимаемых действий, а также для усовершенствования реализуемых программ.

 

Кому следует участвовать в проведении анализа ситуации?

 

Для обеспечения успеха и жизнеспособности программ школьного здравоохранения, инициативная группа FRESH призывает к установлению эффективных партнерских отношений между работниками секторов образования и здравоохранения, а также к активному участию учащихся, родителей и других членов сообщества во всех школьных мероприятиях по профилактики здоровья. (Смотрите на веб-сайте раздел Дополнительные стратегии FRESH

 

 

Удачной мыслью является привлечение группы представителей из всех указанных лиц к процессу планирования и проведения анализа ситуации.  Таким образом обеспечивается готовность к программе, которая развивается и реализуется с ее самого начала. В идеале необходимо организовать две группы поддержки: Команду школьного здравоохранения и Общественную консультативную группу.  Смотрите на веб-сайте разделы Создание Команды школьного здравоохранения и  Организация Общественной консультативной группы для получения информации о составе и обязанностях этих групп.

 

Необходимая информация

 

Для планирования программ профилактики здоровья и здорового питания, а также для определения исходного уровня для оценки их результатов необходима различная количественная и качественная информация. К количественной информации относятся числа и показатели, в то время как к качественной – представления и чувства.

 

Следующая информация может быть полезной в определении местных нужд, относительно питания:

 

  • Данные, описывающие текущее состояние питания и здоровья на национальном, региональном, местном и/или школьном уровне, а также насколько хорошо оно согласуется с руководящими принципами. Эти данные должны включать количество людей, страдающих от неполноценного питания и инфекций и степень серьезности таковых проблем.

 

  • Знания, взгляды, убеждения, ценности, поведенческие модели и условия, касающиеся здоровья и питания, моделей питания и пищевых привычек. Например, люди могут быть неосведомлены о том, какая пища является питательной; плохо приготовленная пища может повлиять на взгляды учащегося на нее, тогда как она может оказаться очень питательной; вследствие местных взглядов и предубеждений люди могут отказываться от потребления определенной пищи; люди могут не замечать того, что они неполноценно питаются, поскольку эта ситуация продолжается на протяжении нескольких поколений; кроме того, люди могут не знать о мерах предосторожности касательно безопасного хранения пищи. Таковая информация является критически важной в разработке эффективных стратегий профилактики здоровья, поскольку ценности, убеждения и взгляды оказывают позитивное или негативное влияние на поведенческие модели и условия, связанные с питанием и здоровьем. При отсутствии информации об этих способствующих или препятствующих силах, образовательные программы не смогут вести адресную борьбу против наиболее значимых факторов, оказывающих влияние на нездоровье и неполноценное питание в сообществе, и в результате они, вероятнее всего, не смогут достичь желаемого результата.

 

  • Доступные ресурсы в школе и сообществе. В том числе и определение, какие конкретно трудовые и финансовые ресурсы и услуги находятся в наличии. Необходимо осуществлять оценку характера и охвата существующих программ, либо посредством школы, либо сообщества, что будет способствовать реализации программ профилактики здоровья и здорового питания, в том числе дегельминтации, гигиены ротовой полости или спортивных программ. Осведомленность об этом позволяет команде школьного здравоохранения использовать доступные ресурсы на реализацию новых программ или совершенствование существующих.

 

В таблице на следующей странице приведены основные вопросы, формирующие базис для анализа ситуации и представлены методы сбора данных.

 

 fresh.unesco.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий