Ресурсы и возможности для разработки меню кафе/ресторана

Аналитика

О меню ресторатор задумывается еще на стадии составления бизнес-плана. И это нормально: в ресторан ходят, прежде всего, есть и процент аудитории, которая не считает еду краеугольным камнем в выборе заведения, весьма незначителен. Следовательно, будет бизнес рентабельным или нет, в большей степени зависит от грамотного составления меню, ну и, разумеется, от его “воплощения”. Что собираетесь предлагать гостям: еду, простую в исполнении, приготовленную из широко доступных, хоть и качественных ингредиентов? Хорошо. А может блюда одной из национальных кухонь, в основе которых редкие для нашего региона продукты? Каков бы ни был ваш ответ, совет один: пересмотрите свои ресурсы, взвесьте все “за” и “против”. Решите, нет ли у вас дефицита главнейших составных, необходимых для успешности этого меню – дефицита клиентских потоков и покупательской способности, площади, оборудования, персонала, доступности ингредиентов.

разработки меню кафе ресторана

 

Дефицит клиентских потоков и покупательской способности

Ваш ресторан расположен на шумной магистрали, туристической “тропе”, в бизнес-центре, в непосредственной близости от парка отдыха, метро или вокзала. И вы считаете, этого достаточно для того, чтобы к вам пошли люди? Напрасно. Данное месторасположение является знаковым и весьма желательным, но не гарантирующим большого количества посадок. Ведь всегда найдется кафе или ресторан, который расположен лучше, чем открытый вами. Заведение должно соответствовать той аудитории, на которую рассчитано, и предлагать в меню позиции, входящие в число ее предпочтений. Проанализируйте публику, которая проходит или проезжает мимо вашего помещения, составьте ее примерный портрет (особое внимание уделите покупательской способности).

Читать также:
Анализ рынка недвижимости в центре Москвы: Тренды и Закономерности

Если вы это сделаете, то сможете оценить, что ей понравится, а что нет. Помните, спонтанные визиты обеспечивают две трети посещений, тогда как запланированные – всего лишь треть, да и то лишь в определенном типе заведений премиального и элитного сегментов. Так что ваши гости в своем большинстве те, кто по каким-либо причинам оказались в относительной или абсолютной близости (10-минутной шаговой доступности). И меню вы разрабатываете для них.

 

Дефицит площади

Большинство из нас хочет строить кафе или ресторан с кухней полного цикла. Но не всегда для этого есть достаточные площади (а равно – мощности). Данный дефицит может самым неприятным образом повлиять на выбор ассортимента. Что делать, если подсобные помещения допускают лишь установку простой 4-комфорочной плиты, и нет никакой возможности, скажем, разместить то количество моек, которое предписано законом? В таком случае можно работать на полуфабрикатах высокой степени готовности (закупаемых на стороннем производстве или производимых на своем, но расположенном в другом помещении). Как вариант – разработать блюда для готовки прямо в зале. Это могут быть горячие вафли, мороженое, сэндвичи и т.п. Выбирая помещение под кафе или ресторан, нужно быть реалистом: хорошее месторасположение с явным дефицитом площади – не всегда подходящий вариант.

 

Дефицит оборудования

Когда оборудование, на котором предполагается готовить, что называется, уже хорошо было в употреблении (или вообще не рассчитано на профессиональную кухню), к разработке меню стоит отнестись еще более внимательно. Лучше даже не планируйте баловать гостей блюдами, трудоемкими в исполнении, если плита, на которой предстоит готовить, может в любой момент выйти из строя. Помните, что контрольная проработка рецептур и технологий ведется в относительно спокойном режиме, тогда как в реальности может наступить “час пик” с большим числом заказов, и ее мощностей перестанет хватать. Вашим гостям не будет никакого дела до тех проблем, которые случились на кухне, они не простят длительной задержки заказа или – еще хуже – ненадлежащего его исполнения. Гости голосуют кошельком, и в данном случае против вас.

Что же делать? – пересмотреть бюджет. На стадии составления бизнес-плана предусмотреть достаточные инвестиции в технологическое оборудование. Кухня – сердце вашего предприятия, так не дайте ему остановиться. Если же дополнительные инвестиции невозможны, скорректируйте меню в пользу относительно простых в исполнении блюд. Пусть лучше ваше заведение предлагает самую лучшую в городе пасту с белыми грибами, чем в один из дней его производство встанет, не справившись с несколькими десятками разноплановых заказов.

 

Дефицит персонала

Разработка успешного меню возможна только в команде. Как бы ни было велико искушение авторитарного диктата, ни вы – ресторатор, ни ваш шеф-повар не должны единолично принимать столь ответственное решение. Конечно, в командной работе есть минусы: один из самых больших – разница во вкусах, ведь всегда кому-то эта позиция может показаться интересной, кому-то – нет. И, тем не менее, только командная работа. Пусть вместе с вами и шеф-поваром будет кто-то еще, например, управляющий (это даже желательно), потому что втроем легче определиться с выбором. Но здесь важное замечание: люди, которые присутствуют на контрольной проработке, должны быть высоко профессиональны. Низкий профессионализм как плохой вкус – это враг вашего меню. Отдельная тема – разделение функционала между шеф-поваром и технологом (если ваше заведение предусматривает такую штатную единицу).

Все чаще шеф отвечает за креативную работу и менеджмент кухни, а технолог – за стабильность и качество приготовляемых блюд. При отсутствии в штате технолога, его обязанности также ложатся на плечи шеф-повара, таким образом, на последнем оказывается слишком много функционала. Пожертвуйте лучше су-шефом, но технолог в заведении по-настоящему необходим. Впрочем, еще больше необходимы квалифицированные исполнители – повара, которые должны иметь достаточно навыков для воплощения меню, иначе – весь ваш труд окажется напрасным. Еще одно важное замечание: в небольших заведениях штатное расписание может не предусматривать ни технолога, ни су-шефа, ни даже шеф-повара. В таких случаях имеет смысл обратиться за разработкой меню в стороннюю компанию, а менеджмент кухни вменить в обязанности управляющего кафе или рестораном.

 

Дефицит доступности ингредиентов

При ограниченном штатном расписании (соответственно, вынужденном и сознательном дефиците персонала) особое внимание следует уделить технологиям производства. В частности, увеличить в меню число позиций, которые можно готовить с использованием полуфабрикатов. Не обязательно речь идет о готовых котлетах и пельменях, приобретаемых на стороне. Для львиной доли предприятий (если они не относятся к категории фаст-фуда), это анахронизм. Полуфабрикаты в большинстве случаев изготавливаются на месте: в течение рабочего дня всегда есть часы, когда загруженность ниже, это время имеет смысл посвятить “заготовкам”. (Понятно, потребители приветствуют готовку из-под ножа, но бизнес есть бизнес, иногда чем-то можно поступиться, ведь, в конечном счете, гости окажутся в выигрыше от сокращения времени ожидания заказа.)

Иногда полуфабрикаты доставляются со сторонних производств. Это могут быть порционные куски мяса, филерованная рыба, очищенные корнеплоды и т.д. Важный момент – стабильность поставок. Если вы приучаете гостей к наличию определенного продукта, рано или поздно к вам начнут ходить именно на него. Не обнаружив полюбившегося блюда, посетители могут испытать разочарование, что не лучшим образом скажется на отношении к вашему заведению. Так что, выбирая поставщиков, постарайтесь работать по принципу двойного перекрытия – один и тот же (или похожий) продукт должен быть как минимум в двух компаниях. Проблема того же рода – сезонность. Некоторые ингредиенты имеют чисто технические объяснения перебоев поставок. Эту задачу в каждом конкретном случае надо решать по-разному. Но лучше всего заранее позаботиться о предложении сезонных продуктов, и включать блюда с ними только в специальные меню, имеющие ограниченный срок действия.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий