- Общие положения
- Область применения Положения:
- Задачи и система наставничества
- Организационные основы наставничества:
- Назначение (замена) наставника
- Знания, умения, навыки наставника
- Наставник должен владеть следующими способностями:
- Обязанности наставника:
- Оценка персонала.
- Права наставника.
- Права обучаемого
- Ответственность наставника
- Взаимодействие
- Система мотивации наставника
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
наставничество — разновидность индивидуальной работы с новыми сотрудниками. Это форма адаптации и профессиональной подготовки персонала в компании, выполнение профессиональных функций под наблюдением наставника с регулярным получением конструктивной обратной связи.
Правовой основой системы наставничества являются настоящее Положение, другие локальные нормативные акты, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки и воспитания сотрудников.
Общие положения
Настоящее Положение о наставничестве (далее — Положение) предназначено для целей внутреннего использования сотрудниками компании, принимающими участие в реализации системы наставничества.
Область применения Положения:
- определяет основные понятия, используемые для осуществления наставничества в компании;
- определяет цели наставничества;
- устанавливает требования к организации наставничества;
- определяет профессионально-квалификационные требования, предъявляемые к наставнику;
- устанавливает порядок назначения и смены наставника;
- определяет формы работы наставника с сотрудником;
- устанавливает порядок отчетности и контроля в системе наставничества;
- определяет права и обязанности всех участников системы наставничества.
Задачи и система наставничества
Задачами наставничества являются:
- повышение качества подготовки и квалификации сотрудников;
- развитие у новых сотрудников позитивного отношения к работе;
- упорядочение процесса развития профессиональных компетенций;
- развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на работника трудовые функции;
- экономия времени непосредственных руководителей;
- возможность быстрого достижения оптимальных рабочих показателей, необходимых компании;
- предоставление наставникам возможности карьерного роста;
- снижение текучести кадров;
- минимизация периода адаптации к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в компании;
- повышение клиентоориентированности (в сфере обслуживания).
Организационные основы наставничества:
- Координацию деятельности наставников осуществляет менеджер по обучению и руководитель структурного подразделения.
- Наставничество устанавливается над сотрудником на испытательный срок (период адаптации в компании и достижения устойчивых показателей), при ротации сотрудников, для развития кадрового резерва.
- Наставник может иметь одновременно не более 2 обучаемых.
- Наставник в своей деятельности руководствуется:
- законодательными актами Российской Федерации;
- настоящим Положением;
Назначение (замена) наставника
- Наставники выбираются из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих стабильно высокие показатели.
- Наставник назначается на основании письменного представления зав.производством .
- Наставник утверждается приказом директора компании.
- Замена наставника производится в случаях:
- расторжения трудового договора с наставником;
- психологической несовместимости наставника и обучаемого.
Знания, умения, навыки наставника
Наставник должен знать:
- ассортиментный перечень товаров и услуг;
- технологию приготовления блюд и продукции;
- локальные нормативные акты Компании;
- корпоративную культуру Компании.
- технологию продаж;
- приемы активного слушания;
- приемы ведения беседы;
- приемы убеждения (аргументации);
- приемы презентации (себя, предоставляемых услуг, компании);
- профессиональную специфику должностей и специальностей;
- основы трудового законодательства Российской Федерации;
- основные правила по ТБ и ОТ;
- основные правила пожарной безопасности;
- основные правила безопасного использования оборудования;
- всесторонне изучать деловые и нравственные качества сотрудника (стажера), его отношение к работе, коллективу;
- оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
- личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
- нести материальную ответственность за действия стажера в период прохождения им испытательного срока, до момента назначения его на определенную должность.
Наставник должен владеть следующими способностями:
- к воспитательной работе;
- к установлению взаимопонимания и доверительных отношений с обучаемыми;
- к работе с возражениями и жалобами;
- к психологической помощи.
Обязанности наставника:
- Осуществить знакомство обучаемого с:
- организационной структурой компании;
- коллективом подразделения и его традициями;
- расположением служебных помещений, офисов.
- Разрабатывать совместно с менеджером по обучению план вхождения сотрудника в должность.
- Проводить профессиональное обучение сотрудника.
- Научить:
- работать с технологическими картами;
- навыкам приготовления блюд и продукции
- методам презентации (себя, услуг, компании);
- определению потребностей клиента;
- методам установления контакта с клиентом;
- технологии продаж;
- ведению базы данных клиентов;
- обязательному документообороту;
- составлять отчет о прохождении обучения, вести дневник обучения и своевременно представлять их в центр обучения.
- Ставить перед сотрудником конкретные задачи и контролировать их выполнение по качеству и срокам.
- Ежедневно по выполнению поставленных задач, проставлять баллы.
- По окончании срока обучения принимать участие в приеме экзаменов у обучаемого сотрудника по допуску к самостоятельной работе.
Оценка персонала.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение целей и задач новым сотрудником в период испытательного срока. Оценка производится на промежуточном и итоговом контроле.
Права наставника.
Наставник имеет право:
- Получать информацию о корпоративной культуре Компании, основных функциональных обязанностях обучаемых сотрудников, программе обучения.
- Ходатайствовать о присвоении той или иной категории обучаемого сотрудника.
- Выходить с ходатайством о прекращении стажировки обучающегося сотрудника по причинам:
- личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с сотрудником);
- выхода сотрудника на требуемые стабильные показатели.
- Выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в службу по управлению персоналом о поощрении сотрудника.
- Участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью сотрудника (стажера), вносить предложения непосредственному начальнику о его поощрении, применении мер дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.
Права обучаемого
Обучаемый имеет право:
При безуспешных попытках установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к непосредственному руководителю и в службу по управлению персоналом о смене наставника или переводе в другое подразделение.
Ответственность наставника
- Наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением.
- При отказе от продолжения стажировки сотрудников, наставник лишается статуса.
- Лишение права продолжать наставничество оформляется приказом директора компании.
Взаимодействие
Для исполнения своих обязанностей наставник может взаимодействовать со всеми подразделениями компании.
Система мотивации наставника
В случае успешного прохождения обучаемым испытательного срока и допуска к самостоятельной работе наставник получает вознаграждение в размере _______руб.
В случае, не прохождения обучаемого сотрудника испытательного срока (не по причине неудовлетворительной работы наставника) наставник получает компенсацию за проделанную работу ______руб. .
При выявлении неудовлетворительной работы наставника – объявляется замечание.