- Конфликты и их преодоление. Извлечение уроков.
- Что такое конфликт?
- Конфликты
- ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
- ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ
- По типу структуры взаимоотношений:
- По содержанию:
- По источнику:
- По степени значимости:
- По форме выражения:
- По социальной формализации:
- По психологическому воздействию:
- От уровня противоречий:
- Основные концептуальные модели конфликтов (Л.Понди)
- ПРИЧИНЫ возникновения конфликтов.
- ПРОФИЛАКТИКА возникновения конфликтов.
- ОШИБКИ по преодолению конфликтов.
- ПРЕОДОЛЕНИЕ конфликтных ситуаций.
- Основные ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
- ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ менеджера недооценки деятельности сотрудников:
Конфликты и их преодоление. Извлечение уроков.
Что такое конфликт?
Конфликт– противоречие в мотивах, отношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений.
Конфликты
Продуктивные (направлены на созидание)
Деструктивные (направлены на негатив)
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА
Плюсы |
Минусы |
Разрядка напряженности |
Больше материальных и эмоциональных затрат |
Новая информация об оппоненте |
Увольнение сотрудников |
Сплоченность коллектива |
Ухудшение психологического микроклимата в коллективе |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Предположение о побежденной группе как о врагах |
Снятие синдрома покорности |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе. |
Диагностика возможностей |
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества |
|
Сложно восстанавливающиеся дипломатические отношения (шлейф конфликта) |
Основным содержанием конфликта является несовместимость действий и целей.
ТИПОЛОГИИ КОНФЛИКТОВ
По типу структуры взаимоотношений:
- Горизонтальные конфликты- между сотрудниками равного статуса;
- вертикальные- между сотрудниками находящимися в соподчиненном отношении.
По содержанию:
- Деловой конфликт;
- Эмоциональный конфликт.
По источнику:
- возникшие в результате столкновения субъективных проявлений;
- связанными с объективными условиями(тенденция среды, общества в целом);
- эмоциональные источники:
- эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желаемого статуса;
- эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей;
- эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству, честности во взаимоотношениях;
- эмоции, связанные с самоиндефикацией- с потребностью автономии, самореализации, позитивном «образе -Я»
По степени значимости:
- для отдельных личностей;
- для общества в целом.
По форме выражения:
- скрытые;
- открытые.
- вербальные;
- невербальные;
- деятельные.
По социальной формализации:
- официальные;
- неофициальные;
По психологическому воздействию:
- утверждающие (активизирующие всех участников конфликта);
- самоутверждающие (активизирующие одну сторону конфликта).
От уровня противоречий:
- социальные (межличностные конфликты)
- внутриличностные.
Основные концептуальные модели конфликтов (Л.Понди)
- Конфликт переговоров – является характерным для сторон, соперничающих за распределение ресурсов (финансирование, менеджмент).
- Бюрократический конфликт – в отношениях между руководством и подчиненными (расхождения позиций между менеджером и подчиненными в отношении сферы контроля и автономии).
- Системный конфликт – характерен для противоречий, возникающих между функционально взаимосвязанными группами или лицами, находящимися на одной иерархической ступени.
Природа конфликта позволяет выделить следующие уровни его развития.
- Нервно- психический. Конфликт разворачивается преимущественно на физиологическом уровне. К этому уровню относится психическое напряжение, неустойчивость.
- Внутриличностный. Конфликт разворачивается на уровне несовместимых целей, противоборствующих мотивов, взаимоисключающих способов деятельности.
- Межличностный. Этот уровень составляет изменения коммуникаций, распределения ролей, состояние среды.
- Социальный. Уровень взаимоотношений групп, социальное противоречие интересов.
ПРИЧИНЫ возникновения конфликтов.
- Люди преследуют свои эгоистические интересы в ущерб общественным. Стратегия выгодная индивиду, очень часто ведет к проигрышу коллектива. «Фирма не разорится, если я сделаю международный звонок»
- Люди склонны объяснять свое собственное поведение ситуационными внешними факторами, а поведение других объясняется собственными установками.(Он консервативен и не изменится , его лучше уволить).
- Смена мотивов. Каждый из последующих мотивов вступает в противоречие с другим мотивом, а решение проблемы обычно видят в обвинении окружающих.
- Восприятие справедливости как баланса между индивидуальными вложениями (времени, средств, усилий)и внешней отдачей, вознаграждением (з/платой, оценкой, вниманием).Установить баланс очень сложно и вероятность конфликта возрастает.
- Соперничество. Иногда соперничество влечет за собой агрессию, а конкуренция провоцирует вражду.
ПРОФИЛАКТИКА возникновения конфликтов.
- Сотрудничество – систематическое объединение усилий для достижения общей цели. Чем выше степень объединения, тем интенсивнее сотрудничество.
- Коллаборация подразумевает, что члены группы разделяют общую ответственность за результат работы.
- Координация предполагает прочную взаимосвязь между работниками, выполняющими отдельные части кокой- либо задачи.
ОШИБКИ по преодолению конфликтов.
- стремление преодолеть конфликт без выяснения его истинных причин.
- формальное применение схем разрешения конфликтных ситуаций без учета типов конфликта и его особенностей в конкретной ситуации;
- запаздывание в принятии мер по урегулированию конфликта;
- ставка на карательные меры, силовое разрешение конфликта;
- ставка на меры по уходу от конфликта или только дипломатические переговоры;
- попытка при помощи политической интриги умалчивать конфликт ради собственной сиюминутной выгоды.
ПРЕОДОЛЕНИЕ конфликтных ситуаций.
- Умение определять основные категории причин конфликта:
- коммуникативные барьеры (недостаток или избыток информации, искажение или задержка информации, различия в понимании и интерпретации информации);
- организационные причины (размер организации, нестабильный состав организации, система поощрений и наказаний);
- индивидуально- психологические факторы (черты личности- авторитарность, догматизм, низкая самооценка).
- Преодоление за счет регулирования отношений и ограничения личных свобод. Заключение договоров, трудовых соглашений. Четкое регулирование отношений и обязанностей. Частыми причинами являются несогласованность распоряжений со стороны руководителей. Ситуация выбора приоритетов ведет к напряжению персонала.
- Общение. Обсуждение проблемы и взаимных претензий позволяет лучше понять чужую позицию, тогда как глухая стена молчания и взаимное избегание лишь обостряют противоречия. Обсуждение ведет к выработке общей стратегии деятельности организации.
- Взаимодействие. Совместная деятельность, объединенная общей целью, порождает симпатию и сотрудничество. Можно использовать метод «мозаики», чтобы противоборствующие стороны обладали лишь частью знаний, необходимых для достижения общих целей, а другие составляющие они должны получить из рук своих «противников».
- Сохранение взаимоотношений. Основной целью преодоления конфликта является, по сути, сохранение взаимоотношений. Для улаживания конфликта необходимо, чтобы все участники признали, что каждый из них ценен сам по себе как личность, что в позициях оппонентов могут быть свои достоинства. Конфликты, возникающие как противоречие потребностей, интересов и ценностных ориентаций, должны в перспективе преодолеваться за счет умения общаться и опору на разум. Честность – идеальная основа для улаживания конфликта. Никакой конфликт не может быть преодолен, пока не будут сняты «маски»,пока не проявятся истинные мотивы людей, а не их претензии.
- Партиципация и кооптация.
- Организациооные мероприятия. Обеспечение дисциплины, порядка, четкой деятельности сохраняет целостность организации. Равномерная, продуманная загруженность сотрудников не оставляет времени на конфликты.
- Активизация творческих процессов.
- Ситуация внешней угрозы. Два противника объединяются перед лицом третьего, более сильного.
- Посредничество. Нейтральное третье лицо помогает снизить напряжение, проанализировать проблему и выдвинуть рациональные предложения, которые позволяют «сохранить лицо» обеим сторонам.
- Эффективным приемом преодоления конфликта является метод объективизации конфликта. Преодоление осуществляется в два этапа. На первом этапе оппоненты снимают эмоциональное напряжение, высказываясь о содержании конфликта, своем отношении друг к другу и оценивая происходящее. В преодолении конфликта обязательно должен участвовать третейский судья. Контролирующий процесс и направляющий его в нужное русло. На втором этапе запрещаются все оценочные характеристики и обсуждение строится на беспристрастном анализе проблемы, выделении ее составляющих, очерчивании границ интересов. Конфликт переходит в русло деловой деятельности, что существенно снижает остроту и позволяет найти приемлемые решения.
- «Объявление перемирия». Одна из сторон заявляет о своем стремлении снизить напряжение и готовности сделать конкретный шаг, доказывающий желание преодолеть конфликт. Инициатор продолжает сохранять собственные интересы и оставляет противнику свободу в выборе ответных действий. Каждый раз конфликтующие стороны жертвуют немногим, но постепенно складывается картина доверия, открывающая возможности для более серьезных переговоров. Искаженные представления о противнике меняются под влиянием собственных позитивных шагов. Простейшая формула «услуга за услугу» является первым этапом сотрудничества.
- Снизить частоту конфликтов в организации позволяет учет или устранение субъективных условий их возникновения. Определенный отпечаток на особенности отношения сотрудника к различным организационным проблемам накладывают его возраст и пол. Так, для женщин характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личными потребностями, такими как материальный поощрения, временной режим, отпуска. Мужчины в большей степени предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью, т.е. с вопросами организации труда, содержанием непосредственных обязанностей. По мере увеличения возраста сотрудника большая часть конфликтов возникает на фоне проблем, связанных с целевыми характеристиками деятельности.
- Кардинальный прием «взрыва» конфликта, который должен использоваться крайне редко, осторожно , профессионально. Причем только при условии зрелости коллектива и некоторой доли юмора участников процесса. Метод заключается в формировании всеобщего возмущения и осуждения противоборства, т.е. вынесения конфликта на общественный суд. Личное достоинство участников не должно пострадать.
ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА необходимо оценивать следующие параметры:
- истинные цели конфликтующих сторон;
- формальный повод, послуживший началом конфликта;
- степень эмоциональной включенности в конфликт;
- степень осознанности конфликта (когда возникшее противоречие воспринимается как угроза, конфликт становится осознанным);
- динамику процесса (как далеко зашла проблема);
- индивидуальные особенности участников конфликта.
Основные ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
Уход от конфликтной ситуации имеет смысл, если один из оппонентов оценивает силы как неравные и не считает возможным изменение собственной позиции. Ведет к увольнению сотрудника или переход в другое подразделение.
Взаимные уступки, если ресурсы обеих сторон оцениваются как приблизительно равные, и конфликт не приобрел резко эмоциональной раскраски.
Открытое противоборство, если каждый из противников оценивает собственные ресурсы как значительные, видит резервные возможности и считает свою позицию усиливающейся.
В зависимости от степени эмоциональной вовлеченности в конфликт, используются следующие ОСНОВНЫЕ ТАКТИКИ:
- тактика демонстрации силы– стремление показать всю мощь собственных ресурсов, чтобы заставить оппонента выйти из конфликта, оценив собственные ресурсы как слабые.
- тактика принуждения– ставит противоборствующие стороны в жесткие рамки, не позволяющие активизировать ресурсы и мобилизовать дополнительные возможности. Этой тактике сопутствует прием занижения статуса противника, акцент на личности и эмоциональная включенность в конфликт.
- тактика паузы– «если сделал паузу, держи ее, сколько сможешь». Тактическая пауза может сопровождаться скрытыми маневрами дезинформации.
- тактика риска– серия максимально быстрых и эффективных действий, рассчитанных на неожиданность. Натиск и дефицит времени заставляет оппонента принимать скоропалительные решения, оборачивающиеся ошибкой.
На конфликт гораздо большее воздействие могут оказать такие факторы, как система внутригрупповых связей, степень включенности человека в деятельность и система межличностных отношений.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ менеджера недооценки деятельности сотрудников:
- менеджер переносит собственное отрицательное отношение к личности сотрудника на его деловые качества;
- сотрудник не обладает навыками представить свою деятельность в наиболее выгодном свете, а менеджер не способен увидеть и оценить личные достижения работника;
- сложившаяся ранее отрицательная репутация сотрудника влияет на последующую негативную оценку его труда менеджером независимо от реального вклада;
- внешнее повышение требований к деятельности, которое не было разъяснено персоналу (возможны варианты завышения требований с целью последующего наказания сотрудника);
- неформальное общение и возникновение дружеских отношений, личных симпатий (менеджер распространят оценку личностных качеств на его деловые качества);
- неадекватные критерии оценки, ориентация на внешние или второстепенные признаки (менеджер не всегда за соморекламой сотрудника может разглядеть реальный его вклад в дело);
- собственные установки менеджера (руководитель может стремиться создать имидж «доброго» начальника и использовать популистские меры);
- относительность оценки (труд оценивается не по абсолютному вкладу, а по контрасту с другими коллегами, работающими хуже, или относительно предыдущего работника, занимавшего его должность).