...

Анализ состояния услуг общественного питания в Хабаровском крае

Анализ состояния услуг общественного питания в Хабаровском крае Аналитика

Из результатов анализа следует, что при общей отрицательной динамике населения России, ДВФО и Хабаровского края оборот общественного питания с 2000 по 2006 гг. вырос в пять раз, причем он растет и на душу населения, и на одно предприятие, следовательно, увеличивается потребность в услугах общественного питания, а также эффективность работы предприятий отрасли.

Для количественной оценки влияния отдельных факторов на оборот общественного питания проведен множественный корреляционно-регрессионный анализ. Анализ коэффициентов эластичности показывает, что по абсолютному приросту наибольшее влияние на оборот общественного питания оказывает численность населения: его увеличение на 1 % приводит к росту оборота на 1,49 %. При росте среднемесячной заработной платы и количества предприятий на 1000 жителей на 1 % оборот общественного питания увеличивается всего на 0,76 % и 0,64 % соответственно.

Для определения тенденций развития услуг общественного питания городов и районов Хабаровского края проанализирована зависимость оборота на одно посадочное место от средней вместимости предприятий. Для этого рассчитывались индекс оборота общественного питания на одно посадочное место, индекс средней вместимости предприятий городов и районов Хабаровского края и мультипликатор, который отражает зависимость между вышеперечисленными показателями. Из проведенного анализа следует, что все города и районы Хабаровского края можно объединить в три группы в зависимости от этапа жизненного цикла и особенностей развития  услуг общественного питания. Основной особенностью районов первой группы, мультипликативные значения которых выше среднекраевого уровня, является то, что развитие услуг общественного питания идет за счет повышения эффективности деятельности предприятий, использования более действенных методов управления, повышения качества обслуживания посетителей. Вторая группа – районы, где значения мультипликатора ниже среднекраевых значений, более многочисленна. В этих районах рынок данными услугами еще не насыщен, рост оборота общественного питания идет за счет увеличения количества предприятий и их укрупнения. Третья группа – это северные районы. В связи с тем, что они находятся в особых условиях, провести анализ динамики и перспектив развития услуг здесь достаточно сложно.

В основу государственного регулирования качества услуг общественного питания и отношений между субъектами хозяйствования и государством заложены законодательные и нормативные акты, определяющие права и обязанности сторон. Базой для разработки документов является Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Закон «О защите прав потребителей»[1]. В соответствии с этим законом разработаны и утверждены специальным постановлением Правительства РФ «Правила оказания услуг общественного питания»[2], которые являются обязательными для всех исполнителей услуг и регулируют отношения между потребителями и исполнителями данной сферы.

В основном государственные органы проводят проверку услуг общественного питания с точки зрения их соответствия принятым нормативно-правовым актам, а так же безопасности предоставляемой продукции,  рациональности и сбалансированности рационов. В то же время вкусовым качествам, органолептическим свойствам блюд и качеству организации потребления контролирующие органы уделяют недостаточное внимание.

Одним из важнейших направлений общественного питания является социальное питание. Наиболее интересным с точки зрения государственного регулирования и организации потребления, по мнению автора, является школьное питание. У существующей системы организации школьного питания имеется ряд недостатков: во-первых,  школы города, которые должны функционировать по типу доготовочной-столовой, работают по типу столовой с полным циклом; во-вторых, комбинаты питания ограничены в составлении меню для школьников, с одной стороны, количеством выделяемых денег из бюджета, а с другой – установленными для них наценками, что крайне негативно сказывается как на качестве блюд, так и на их разнообразии;  в-третьих, школьные столовые должны модернизироваться в соответствии с рекомендациями организаторов питания, что в настоящий момент не происходит.

 

 


[1] Закон РФ «О защите прав отребителей» // Советская юстиция. – 1992. № 19–20.

[2] Общественное питание : сб. нормативных документов. М. : ГроссМедиа, 2006. С. 22–26.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий