Кризис умер, да здравствует кризис!

Кризис умер, да здравствует кризис Технологии общепита
Кризис умер, да здравствует кризис

«Маленькая течь топит большой корабль»

Бенджамин Франклин

Вот вроде  бы и кончился кризис. Надо радоваться. Надо, потирая шишки от полученного пинка от кризиса, всем без исключения  участникам рынка напрячь свой ленивый мозг и активно включиться в работу. И сделать это так, чтобы не повторить прошлых  ошибок. 

Но что я вижу и слышу? Я слышу слова о том, что рынок оправился от кризиса и идёт вперёд.  Согласен лишь с тем, что рынок оправился, но движется он совершенно в другую сторону. И, несмотря на  очень нестабильную ситуацию с потреблением, начинает рыть себе новую  погребальную яму. Причём ярко  выделяются на этом фоне все – от рестораторов до банкиров, от поставщиков до арендодателей. Простите меня за мою неосведомленность и, может быть, преступную наивность, но такой масштаб воровства и откровенного «кидалова» внутри рынка я и представить себе не мог.  Как можно развивать рынок, когда это никому не нужно?! Как можно развивать бизнес поставщиков, когда рынку это «до фонаря»? Да и – страшно признаться, и владельцам бизнеса это не особо нужно, особенно если учредителей в компаниях больше одного. Потому как воровать друг у друга – это, оказывается, нормально и естественно. Звоню как-то одному сетевику, говорю, мол у тебя в сети воруют, воруют нагло, крупно и почти в открытую. А он меня и спрашивает: мол, тебе-то что? Ну, воруют, и что, никому об этом не говори, это наше дело.  Впоследствии я понял, что они со своим подельником – соучредителем просто строят сеть, параллельно осваивая деньги инвестора. Страшно то, что этим они показывают своим менеджерам, что воровать можно, нужно – и ничего такого в этом нет.

            Что ещё очень обидно, так это то, что мы медленно, но верно погружаемся в пучину нелегального бизнеса, и всё из-за того, что инвестиции идут не из банков и иных финансовых учреждений, а из карманов частных инвесторов. Причём, самое неприятное, что за счёт подобных инвестиций строятся целые сети. А где нелегальное начало, там нелегальное продолжение и, всё-таки продолжаю надеяться, и легальный конец. Вышел на меня недавно крупнейший европейский банк с предложением о глобальном сотрудничестве. Давайте, говорит, работать. Послушали и поняли, что снова ничего не выйдет – кредитование под твёрдый залог, эксперты банка – и так же, в том же духе. На вопрос, как они станут оценивать ресторанный бизнес, если не имеют никакого отношения к нему и опыт перенимать отказываются, ответ сразил наповал – наши эксперты разбираются  в нём не хуже вас. Через два дня мне звонит клиент этого же банка (нашёл мою визитку в комнате переговоров) и просит ему помочь. Оказывается, он у этого банка взял кредит суммой в два миллиона долларов на строительство гостиничного комплекса в Сочи. На эти деньги он планировал построить бизнес. Мне было не смешно, а страшно грустно. Вот вам и хвалёные эксперты банка, вот вам и профильное кредитование.  Подобный комплекс стоит построить от двадцати миллионов долларов. Клиент это понял уже тогда, когда банк накинул на него свою кредитную удавку. 

Читать также:
Углеводы пищевых продуктов

            Вроде бы со страниц профильных журналов рекой течёт информация о том, что наш рынок облагораживается и становится цивилизованным. Бред это чистой воды.  Одна из лидеров кейтерингового рынка России «кинула» на полтора миллиона рублей фирму – поставщика продуктов, и не какую-нибудь, а действительного члена ФРиО. Состоялся суд. Ребята «отморозились» окончательно, перерегистрировали компанию и продолжают заниматься бизнесом, причём на крупных конференциях по ресторанному делу выступают с лекциями об эффективности  бизнеса.  Денег не платят, на звонки не отвечают. В чём-то они правы, конечно. В чем? Да в том, что живут по принципам и понятиям своей родины: «С волками жить, по волчьи выть» и «И не на….шь, не проживёшь». Здесь по-другому, видимо, нельзя. И как бороться с этим – тоже не понятно. Потому как бороться с данным недугом почти невозможно, поскольку наш закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло. Вот они и повернули, куда им надо. А компания-поставщик лелеет смутную надежду на справедливое возмездие со стороны закона. Зря! Не выйдет ничего. С такими  нельзя по-хорошему, с ними надо как по жизни, то есть по-плохому. Денег не вернёшь, конечно, но уважать себя заставишь. А другим козлам потенциальным неповадно будет.

 Пример другой, на сей раз «попал» ваш покорный слуга. Есть у меня проект реконструкции ресторана  в двух часах езды от Москвы. Для этого было необходимо привлечь грамотного шеф-повара, имеющего подобный опыт. Мне предложили «звезду» – бывший бренд-шеф двух не менее «звёздных» сетей. Как расхваливали, как убеждали! Согласился под впечатлением личности тех, кто расхваливал. Договорились. Дал предоплату. Через неделю получаю меню, глазам своим не верю, но факт – меню сделано «на коленке», причём уровень явно не бренд-шефа. После недели отговорок, что ему некогда, шеф пропал совсем. Но вместо него появился некий су-шеф, которому, как оказалось, «звезда»  кулинарии просто поручил работать над моим проектом, ничего мне про это не говоря. А сам исчез с деньгами, но уже без репутации. Знаете, искренне жаль, что нельзя здесь писать кто это – с фамилиями и именами, формат не позволяет. Но одно могу сказать определённо, что трубить я об этом буду на каждом углу и на всю «ивановскую», потому как этот вопиющий по своей борзоте случай не должен остаться безнаказанным.  Хочу добавить к вышесказанному небольшой  исторический эскурс в недалёкое прошлое и настоящее нашей великой державы, которое читателю даст понять, откуда есть пошли подобные повара-мошенники. Кто наши великие отечественные повара? Какое у них образование? Большинство именитых шеф-поваров начали своё развитие «от сохи», то есть из кулинарных ПТУ. Дети не из благополучных семей, двоечники и троечники, с превеликим трудом закончившие 8 классов школы шли в токари, слесари и повара. После окончания ПТУ по распределению попадали в рестораны и столовые, где по крупицам, жадно всасывая интереснейший опыт наставников по обману и мошенничеству бухгалтерии и гостей, трудились на благо своего кармана. Единицы из них всё-таки поступали в высшие учебные заведения, потому как знания и любовь к профессии ценили больше сворованного куска вырезки. Они-то сейчас руководят крупными холдингами и общественными организациями. Но все остальные, после прихода капитализма назвались шеф-поварами и начали торжественное шествие «разводилова» по стране.  Что им удалось и удаётся до сих пор. «Великие» ездят по стране, продают за немыслимые деньги свои и чужие наборы блюд, которые они называют «разработкой эсклюзивного меню», обучают поваров – и спустя несколько дней уезжают. Проходит ещё несколько дней, и вроде бы обученные повара, как в сказке про Золушку, из сказочных карет превращаются в тыквы, которыми они и были до обучения «звездой», но деньжищи заплачены, а результатом является «пшик» или «дырка от бублика».  Пару дней назад, общаясь с руководителем одной компании – поставщика технологического оборудования, я узнал, что повар, получающий здесь 150 тысяч рублей зарплаты, готов разработать меню и дать технологические карты не менее чем за 300 тысяч рублей, а приехать и обучить «своему» меню – ещё за 300 тысяч и это на продуктах Москвы.  Сумасшедшие, да и только. К слову сказать, шеф-повар пятизвёздной гостиницы Парижа  и одновременно шеф-повар мишленовского ресторана готов выехать на обучение в Россию на неделю за 200 тысяч рублей гонорара. Вот теперь и думайте, кто у вас работает, и как же нам вылезти из подобного заднего прохода.

Читать также:
В Санкт-Петербурге оплата счета в пекарне-кондитерской «Буше» происходит по отпечатку пальца

Фирмы – поставщики ещё совсем недавно, как котята, тыкавшиеся во все углы и жалобно мяукавшие от волчьего рыка кризиса, за одну весну и лето превратились в стаю хитроумных бестий, которые, правда, идут на поводу у полубезумных рестораторов и отельеров. С недавнего времени приобретя свой «свечной заводик» – пару мебельных фабрик под Питером, я  стал поставщиком ресторанного рынка. Ну и принялся осваивать новое для себя направление. За лето 2010 года моё разочарование в настоящем российском ресторанном бизнесе достигло своей вершины. То, что я понял, перевернуло моё «экспертное» представление о рынке. Надо признаться, что повернуть рынок в сторону прогресса и инноваций будет не просто тяжело, а практически невозможно. Откуда у нас идут инновации? Во всём мире они идут от «терпил» рынка, которым далеко не по фигу, что на этом самом рынке происходит – от консалтинговых компаний, от учебных центров, от проектных бюро и попросту людей энтузиастов. В России они идут от поставщиков, поскольку к экспертам и иным участникам нашего  безмудрого рынка не обращаются по определению. 

Как-то я принял участие в встрече одного моего клиента – поставщика с другим моим клиентом –  поставщиком. Один не бизнесмен, а творчески, то есть практически альтруистически подходящий к процессу, отбивался от наших доводов, что бизнес надо вести по-другому, чтобы деньги зарабатывать. Альтруист он не потому, что цены низкие назначает, а потому что наоборот, предлагает заказчику разумное решение, но почему-то в 90% случаев тендеры проигрывает. Другой поставщик, значительно более продвинутый и успешный, поделился своим знанием и поразил этим откровением меня до глубины души.  Оказывается, чтобы «взять» клиента, надо попросту предложить самую низкую цену, исходя из наиболее дрянных составляющих. К примеру, у вас есть хороший товар, если вы его предложите клиенту, то в 95% случаев он откажется. Что делать? Проще не бывает. Предложите товар самого низкого качества, который сможете найти. Дайте цену в сантиметре «от пола» и тендер ваш. А уже потом, когда клиент вас спросит, почему у него такое д…мо стоит, вы ему ответите, что, мол, сам просил низкую цену, а что просил, то и получил. Да, на таком товаре заработать невозможно, но клиента «взять» – да, а на следующем с ним проекте можно попытаться и заработать. Такая тактика оправдывает себя на 100%. В начале моей деятельности поставщика я пришёл на встречу к директору очень известного реконструируемого ресторана, располагающегося непосредственно на прудах в центре Москвы. Молодой человек очень подробно рассказал, что ему нужно, несколько раз сделав акцент, что мебель необходима самого высокого качества, непременно из массива дерева ценных пород. Через три дня предложение у него на почте. Ответ меня ошеломил и заставил засомневаться в адекватности заказчика. Оказалось, что ему нужны самые низкие цены – и ни в коем случае не из массива, а из шпона самого паршивого качества, потому как бюджет не резиновый и всё такое прочее. Он попросту  использовал тактику «выноса мозга» поставщикам.  Потом я вновь столкнулся с подобным проявлением «профессионализма» ещё у представителей минимум пяти сетей. Теперь не только я, но и вы можете себе представить, какое качество ресторанов достаётся потребителю после кризиса, да что там ресторанов, качество блюд и продуктов настораживает больше этого.

Читать также:
Производство мороженого

Продолжать можно долго, примеров откровенного идиотизма и тщательно спланированного воровства и мошенничества хоть отбавляй. Каждый день открывается что-то новое. Прогнозируемый аналитиками в начале кризиса «исход тупости и невежества» не состоялся и, видимо, не произойдет вовсе.  Безответственность перед персоналом, гостями и инвесторами близится к абсолюту и бесконечности одновременно. И как выходить из этого – у меня ответа нет. Приходит на ум только возглас, очень подходящий под нашу ситуацию: «Король умер, да здравствует король!». Только в нашей ситуации король это новый кризис.

Денис Яхно

Эту и другие статьи Яхно Дениса Вы можете прочитать на сайте www.yakhnoproject.ru

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий