Сущность оперативного планирования заключается в составлении программы предприятия. Вопросами планирования производственной программы занимаются заведующие производством (заместители), начальники производственных цехов, бригадиры, работники бухгалтерии.
Для составления производственной программы заготовочного предприятия необходимы следующие данные: ассортимент выпускаемой продукции (полуфабрикатов, кулинарных изделий, мучных кондитерских изделий), техническая оснащенность предприятия, сеть предприятий общественного питания и розничной сети, заключивших договоры с заготовочным предприятием или специализированными заготовочными цехами; ассортимент и количество продукции, необходимые для этих предприятий, объем полуфабрикатов, вырабатываемых предприятиями пищевой промышленности для доготовочных предприятий. Оперативное планирование производства осуществляется в определенной последовательности, поэтому на каждой стадии необходимо создавать определенные организационные условия, способствующие правильной организации технологического процесса, рациональной организации труда, четкому выполнению каждым работником своих обязанностей. Важное место в оперативном планировании работы производства занимает диспетчерская служба. Оперативное планирование производства заготовочного предприятия и специализированных заготовочных цехов осуществляется в такой последовательности. Предприятия, с которыми заключен договор, составляют дневные заказы на полуфабрикаты, кулинарные и мучные кондитерские изделия и передают их в заготовочные предприятия в диспетчерские службы (отделы). Полученные заказы в диспетчерской службе обобщаются по всем видам продукции и передаются в цеха в виде дневного производственного плана. Один экземпляр заказа поступает в экспедицию для последующей комплектации заказа. Заявки принимаются за день до их выполнения. Это объясняется тем, что производственному цеху необходимо заранее получить нужный ассортимент и количество сырья, продуктов для осуществления технологического процесса производства продукции по заявкам.
Оперативное планирование в предприятиях с полным циклом производства имеет свои особенности. У каждого предприятия общественного питания должен быть утвержден план товарооборота на месяц, на основании этого плана составляется производственная программа на день. В ресторанах, где ассортимент блюд очень большой, в меню в основном включаются заказные порционные блюда, поэтому заранее планировать количество выпущенных блюд трудно, но, учитывая прошедший опыт, и в ресторане можно планировать выпуск количества полуфабрикатов (при обработке мяса, птицы, рыбы) и сколько необходимо получить продуктов на день из складских помещений. В предприятиях общественного питания с определенным контингентом потребителей (столовые при производственных предприятиях, учебных заведениях, детских учреждениях, домах отдыха и т. д.) можно более четко планировать работу производства на каждый день.
Оперативное планирование работы производства включает следующие элементы:
- Ø составление планового меню на неделю, декаду (цикличное меню), на его основе разработку плана-меню, отражающего дневную производственную программу предприятия; составление и утверждение меню;
- расчет потребности в продуктах для приготовления блюд, предусмотренных планом меню, и составление требования на сырье;
- оформление требования накладной на отпуск продуктов из кладовой на производстве и получение сырья;
- распределение сырья между цехами и определение заданий поварам в соответствии с планом-меню.
Первым этапом оперативного планирования является составление планового меню. Наличие планового меню дает возможность обеспечить разнообразие блюд по дням недели, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, своевременно направляя заявки на оптовые базы, промышленные предприятия, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства. При составлении планового меню учитываются квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьем и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия. Основным этапом оперативного планирования является составление планового меню. Наличие планового меню дает возможность обеспечить разнообразие блюд по дням недели и избегать повторений. В плановом меню указываются ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могут быть приготовлены на данном предприятии по дням недели или декады. При составлении такого меню учитывается множество факторов, например:
1. Предпочтения гостей.
2. Численность и квалификация персонала.
3. Наличие соответствующего кухонного оборудования и его мощность.
4. Возможность снабжения сырьем и его сезонность.
5. Результаты качественного анализа и оптимизации меню. Цель – сократить ассортимент предлагаемых блюд, оставив лишь те, которые пользуются наибольшим спросом и приносят высокую прибыль.
Известно несколько классических методов анализа меню:
1. Метод Хайеса и Гуфмана (разработан в 1985 году) – каждому блюду принадлежит свой ранг в зависимости от прибыльности.
Таблица 1
Ранг | Блюда | Чистая прибыль или убыток |
1 |
| 58,3 |
2 |
| 74,9 |
3 |
| 747,9 |
2. Метод Миллера (1980 год).
Таблица 2
| высокий | I. Лидеры | II. Отстающие |
Объем | низкий | III. Отстающие | IV. Проигравшие |
продаж |
| низкая | высокая |
| себестоимость, % |
3. Метод Дональда Смита (1982 год).
Блюда, занимающие наилучшую позицию, называются “звездами”. Они обладают высокой валовой прибылью и самым высоким объемом продаж, причем валовая прибыль определяется им как разница между ценой и себестоимостью – без учета объема продаж, то есть, “звездами” называются блюда с наибольшей наценкой и пользующиеся наилучшим спросом.
Таблица 3
| высокий | II. “Дойные коровы” | I. “Звезды” |
Объем | низкий | IV. “Собачки” | III. “Загадки” |
продаж |
| низкая | высокая |
| валовая прибыль |
Соответственно, в меню должно быть больше “звезд” и меньше “собачек”.
Проводя анализы по предложенным методам, в обязательном порядке необходимо учитывать следующие условия:
– разные группы блюд в меню;
– время еды и форму обслуживания;
– размеры ресторана;
– период действия анализа.
Вторым этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется заведующим производством накануне планируемого дня (не позднее 15 ч) и утверждается директором предприятия. В нем приводятся наименования, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления их отдельными партиями с учетом потребительского спроса. К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, рекомендованный для предприятий общественного питания в зависимости от его типа и вида предоставляемого рациона, наличие сырья и его сезонность. Примерный ассортимент блюд (ассортиментный минимум) — это определенное количество наименований холодных блюд, горячих блюд, напитков, характерных для различных предприятий общественного питания (ресторанов, столовых, кафе и т. д.). При составлении плана-меню необходимо учитывать наличие сырья в кладовых и его сезонность. Блюда и закуски, включаемые в меню, должны быть разнообразными как по видам сырья, так и по способам тепловой обработки (вареные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные); учитываются также квалификационный состав работников, мощность производства и оснащенность его торгово-технологическим оборудованием, а также трудоемкость блюд, т. е. затраты времени на приготовление единицы продукции. Утверждая план-меню, директор и заведующий производством несут ответственность за то, чтобы блюда, включаемые в меню, были в продаже в течение всего дня торговли предприятия. На предприятиях общественного питания со свободным выбором блюд оперативное планирование начинается с составления плана-меню на один день в соответствии с товарооборотом.
Пример.
Составить план-меню ресторана, в котором за день в среднем бывает 50 человек.
1) Общее количество блюд определяется по формуле
P=N*M
где:
P – количество блюд, реализуемых за день;
N – количество клиентов, обслуживаемых в ресторане;
M – коэффициент потребления блюд одним потребителем на предприятиях общепита различных типов.
Допустим, у нас в ресторане при гостинице M =3,0
P = 50*3=150 блюд.
2) После подсчета общего количества блюд, реализуемых за день, их распределяют по группам.
Таблица 4
Наименования блюд | Количество потребителей | Коэффициент потребления каждого вида | Количество блюд данного вида |
холодные | 50 | 0,9 | 45 |
первые | 50 | 0,6 | 30 |
вторые | 50 | 1,2 | 60 |
сладкие | 50 | 0,3 | 15 |
итого | 50 | 3,0 | 150 |
3) Количество горячих и холодных напитков, мучных кондитерских изделий также определяется с учетом примерных норм потребления (например, в ресторане в среднем один человек употребляет 250 гр. хлеба, а в столовых при промышленных предприятиях – 300гр.). См. таблицу 5.
4) Количество отдельных видов блюд каждой группы, напитков и мучных изделий разрабатывается на основе прошедшего опыта работы предприятия.
Таблица 5.
Предприятия общепита | Коэффициент потребления блюд | Коэффициент потребления блюд отдельных видов | |||
|
| холодные | первые | вторые | сладкие |
Рестораны при гостинице и вокзале | 3,0 | 0,9 | 0,6 | 1,2 | 0,3 |
Общегородские рестораны, работающие круглосуточно | 3,5 | 1,1 | 0,7 | 1,4 | 0,3 |
Общегородские рестораны, работающие днем | 3,0 | 0,8 | 0,85 | 1,0 | 0,35 |
Общегородские рестораны, работающие вечером | 4,0 | 2,2 | 0,1 | 1,5 | 0,2 |
Кафе самообслуживания | 1,6 | 0,64 | 0,08 | 0,72 | 0,16 |
Кафе с официантами | 2,0 | 0,8 | 0,1 | 0,9 | 0,2 |
Закусочные общего типа | 1,5 | 0,53 | 0,15 | 0,75 | 0,07 |
Закусочные, шашлычные | 1,6 | 0,3 | 0,3 | 1,0 | – |