...

Профессиональная подготовка кадров для предприятий школьного питания

Профессиональная подготовка кадров для предприятий школьного питания Реформа школьного питания в России

Вопрос повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников предприятий школьных пищеблоков – неотъемлемая и наиважнейшая составляющая комплекса мер по реализации реформы питания школьников.

Главенствующей отраслевой организацией по разработке отраслевых профессиональных стандартов для индустрии питания является Центр изучения проблем профессионального образования (Москва) (далее ЦИППО) и Федерация Рестораторов и Отельеров России.

Профессиональная подготовка кадров для предприятий школьного питания

С апреля 2006 г. по декабрь 2007 г. ФРиО и ЦИППО реализован проект по разработке отраслевой рамки квалификаций, профессиональных стандартов и инновационных образовательных программ для индустрии питания и гостеприимства. Ранее ФРиО и ЦИППО уже имели опыт разработки профессиональных стандартов для индустрии питания совместно с Минтруда России. Однако стандарты первого поколения не были приняты предприятиями отрасли, в частности, потому что в них отсутствовали механизмы проецирования требований сферы труда на образовательные программы, с одной стороны, а с другой – механизмы, обеспечивающие проведение сертификации персонала, предназначенной для оценки и подтверждения компетенций и квалификаций действующих и новых работников.

Для формирования принципиально новых подходов к разработке профессиональных стандартов ФРиО обратилась за экспертной поддержкой в ЦИППО, известный своими разработками в области инновационных моделей профессионального образования, ориентированного на потребности сферы труда, учитывающих передовой международный опыт в этой сфере.

В результате была создана инновационная методика формирования профессиональных стандартов и на ее базе разработаны профессиональные стандарты второго поколения для индустрии питания, которые отвечают современным международным требованиям, позволяют формировать требования образовательных стандартов и содержание образовательных программ, а также механизмы оценки компетенций и квалификаций работников.

По инициативе ФРиО и ЦИППО вопросы разработки профессиональных стандартов, обеспечивающих повышение качества и эффективности профессионального образования, были включены в повестку дня деятельности РСПП и стали отдельным направлением деятельности Национального агентства развития квалификаций (НАРК), созданного при РСПП.

В июне 2007 г. НАРК утвердило макет профессиональных стандартов, основанный на методике и принципах, сформированных ФРиО и ЦИППО при разработке профессиональных стандартов для индустрии питания.

Профессиональные стандарты для индустрии питания утверждены РСПП 1 ноября 2007 г. и внесены в Реестр профессиональных стандартов РСПП.

Заложенные в сформированной модели профессиональных стандартов механизмы проецирования требований сферы труда в образовательные стандарты профессионального образования и модульные программы, основанные на компетенциях, апробированы при разработке макетов государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования (Макеты утверждены Министерством образования и науки РФ в июне 2007 г.) и государственных образовательных стандартов «повар, кондитер» и «технология продукции общественного питания».

Внедряемый в 2008 году проект повышения квалификации линейного производственного персонала школьных столовых и комбинатов школьного питания направлен на создание инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно существующим мировым требованиям к специалистам, работающим в сфере детского питания.

Основная цель инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий школьного питания – повышение качества и эффективности подготовки работников путем внедрения и использования инновационных педагогических технологий, основанных на учете изменяющихся требований отрасли к компетенциям работников, новых форм организации труда, обусловленных внедрением новых производственных технологий и нового оборудования, и международного опыта.

Поскольку комбинаты школьного питания оснащаются современным оборудованием, они, с одной стороны, являются идеальной обучающей средой для подготовки и обучения кадров. С другой – для того, чтобы это новейшее оборудование использовалось с максимальной эффективностью, нужны кадры, адекватные этому оборудованию. Также, в связи с тем, что комбинаты предназначены, прежде всего, для обеспечения питанием школьников, производимая на них продукция должна отвечать всем современным требованиям к безопасности продукции питания и технологии ее приготовления, а также соответствовать требованиям к здоровому питанию. Эти требования заложены и четко описаны в профессиональных стандартах и отражены в образовательных стандартах и программах, указанных выше.

В основу системы положено обучение и добровольная сертификация персонала, который будет работающего в школьных столовых и на комбинатах школьного питания.

Помимо этого, инновационная производственная среда, формируемая новейшими производственными технологиями и новыми формами организации труда, производными от этих технологий, может быть использована как учебная база для обучения на рабочем месте преподавателей и студентов учебных заведений профессионального образования и повышения квалификации действующих работников предприятий питания.

Исходя из этого, следующей задачей является создание модели многоцелевого и многоуровневого обучения различных целевых групп на базе создаваемых комбинатов питания. Реализация такой модели позволит оптимизировать как использование размещаемого в комбинатах оборудования и обеспечить его рентабельность, так и внедрить инновационную модель подготовки кадров.

В рамках этой модели комбинаты школьного питания, помимо своего первоначального назначения, становятся ресурсными центрами или центрами профессионального мастерства для системы профессионального образования и обучения.

Для реализации вышеуказанной модели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить потребность в содержании и объемах обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп (действующего персонала комбината школьного питания, студентов и преподавателей учебных заведений профессионального образования, работников действующих школьных столовых, безработных граждан, желающих реинтегрироваться в сферу труда и т.д.) для проведения апробации предлагаемой модели.
  2. Сформировать программы и определить оптимальные формы обучения для каждой целевой группы, основанные на требованиях профессиональных стандартов.
  3. Разработать методическое сопровождение для разработанных программ обучения.
  4. Подготовить корпус тренеров, которые будут в дальнейшем реализовывать обучение вышеуказанных целевых групп.

Для решения вышеуказанных задач деятельность по созданию инновационной системы подготовки кадров для индустрии питания на базе комбинатов школьного питания целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

  • организационное,
  • содержательное
  • методическое,

 

В рамках организационного направления предлагается:

В рамках реализации данной программы и в ходе эксперимента по модернизации системы питания в регионах, как правило создаются рабочие группы, в состав которых входят местные специалисты Министерства Образования и Науки РФ, представители Экспертного Совета ФРиО РФ, методисты Центра изучения проблем профессионального образования. Рабочая группа решает задачи:

a. определения потребностей в обучении и объемов обучения различных целевых групп и разработки графиков и планов обучения, не препятствующих основной деятельности комбината школьного питания,

b. координации деятельности по проекту.

В рамках реализации проекта рабочей группе предлагается:

  • разработать концепцию деятельности комбинатов школьного питания как центров профессионального мастерства (ресурсных центров) для осуществления подготовки кадров на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), аккумулирующей высокие технологии;
  • разработать новую многоуровневую и многоцелевую типологию программ обучения, основанную на отраслевой рамке квалификаций и профессиональных стандартах, для различных целевых групп;
  • разработать механизмы оценки компетенций для оптимизации и индивидуализации программ обучения, переобучения и повышения квалификации и сертификации компетенций лиц, завершивших обучение;
  • разработать образовательные программы для различных целевых групп исходя из отраслевой рамки квалификаций и требований профессиональных стандартах;
  • разработать методическое сопровождение (учебные материалы) для программ обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп обучающихся на базе комбинатов школьного питания.
  • провести апробацию разработанных программ обучения для различных целевых групп.

В рамках методического направления программой повышения квалификации предлагается:

  • осуществить обучение штатных сотрудников комбинатов питания в соответствии с требования профессиональных стандартов;
  • осуществить обучение тренеров для различных целевых групп из числа преподавателей системы профессионального образования;
  • осуществлять постоянно действующее консультирование тренеров для различных целевых групп.

Рабочая группа в любом регионе при подготовке к реализации программы повышения квалификации персонала предприятия ДШП выполняет следующий план мероприятий:

Направление деятельности

Виды деятельности

 

1. Организационное

 

1.1.Формирование экспертной рабочей группы проекта (4 чел.) и административной группы проекта
1.2. Проведение исследования по определению потребностей в обучении и объемов обучения различных целевых групп и разработки графиков и планов обучения, не препятствующих основной деятельности комбината школьного питания,

(аналитическая справка – 0,5 п.л.)

1.3. Координация деятельности по проекту (в течение всего срока проекта)
 

2. Содержательное

 

3.1. Разработка концепции деятельности комбинатов школьного питания как центров профессионального мастерства (ресурсных центров) для осуществления подготовки кадров на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), аккумулирующей высокие технологии
3.2. Разработка многоуровневой и многоцелевой типологии программ обучения, основанной на отраслевой рамке квалификаций и профессиональных стандартах, для различных целевых групп обучающихся;
3.3. Разработка механизмов оценки компетенций для оптимизации и индивидуализации программ обучения, переобучения и повышения квалификации и сертификации компетенций лиц, завершивших обучение
3.4. Разработка образовательных программ для различных целевых групп (действующих работников комбинатов школьного питания, преподавателей учебных заведений НПО и СПО, студентов системы НПО и СПО, безработных граждан) исходя из отраслевой рамки квалификаций и требований профессиональных стандартах (ориентировочно 5 программ);
3.5. Разработка методического сопровождения (учебные материалы) для программ обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп обучающихся на базе комбинатов школьного питания (ориентировочно 5 пакетов учебно-методических материалов).
 

3. Методическое

 

3.1. Обучение штатных сотрудников комбинатов питания в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (4 семинара х 2 дня + стажировка за рубежом)

 

3.2. Обучение тренеров для различных целевых групп из числа преподавателей системы профессионального образования;

(5 семинаров х 3 дня + стажировки за рубежом)

3.3. Консультирование тренеров для различных целевых групп

 

 

Профессиональная подготовка кадров для предприятий школьного питания

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий