Вопрос повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников предприятий школьных пищеблоков – неотъемлемая и наиважнейшая составляющая комплекса мер по реализации реформы питания школьников.
Главенствующей отраслевой организацией по разработке отраслевых профессиональных стандартов для индустрии питания является Центр изучения проблем профессионального образования (Москва) (далее ЦИППО) и Федерация Рестораторов и Отельеров России.
С апреля 2006 г. по декабрь 2007 г. ФРиО и ЦИППО реализован проект по разработке отраслевой рамки квалификаций, профессиональных стандартов и инновационных образовательных программ для индустрии питания и гостеприимства. Ранее ФРиО и ЦИППО уже имели опыт разработки профессиональных стандартов для индустрии питания совместно с Минтруда России. Однако стандарты первого поколения не были приняты предприятиями отрасли, в частности, потому что в них отсутствовали механизмы проецирования требований сферы труда на образовательные программы, с одной стороны, а с другой – механизмы, обеспечивающие проведение сертификации персонала, предназначенной для оценки и подтверждения компетенций и квалификаций действующих и новых работников.
Для формирования принципиально новых подходов к разработке профессиональных стандартов ФРиО обратилась за экспертной поддержкой в ЦИППО, известный своими разработками в области инновационных моделей профессионального образования, ориентированного на потребности сферы труда, учитывающих передовой международный опыт в этой сфере.
В результате была создана инновационная методика формирования профессиональных стандартов и на ее базе разработаны профессиональные стандарты второго поколения для индустрии питания, которые отвечают современным международным требованиям, позволяют формировать требования образовательных стандартов и содержание образовательных программ, а также механизмы оценки компетенций и квалификаций работников.
По инициативе ФРиО и ЦИППО вопросы разработки профессиональных стандартов, обеспечивающих повышение качества и эффективности профессионального образования, были включены в повестку дня деятельности РСПП и стали отдельным направлением деятельности Национального агентства развития квалификаций (НАРК), созданного при РСПП.
В июне 2007 г. НАРК утвердило макет профессиональных стандартов, основанный на методике и принципах, сформированных ФРиО и ЦИППО при разработке профессиональных стандартов для индустрии питания.
Профессиональные стандарты для индустрии питания утверждены РСПП 1 ноября 2007 г. и внесены в Реестр профессиональных стандартов РСПП.
Заложенные в сформированной модели профессиональных стандартов механизмы проецирования требований сферы труда в образовательные стандарты профессионального образования и модульные программы, основанные на компетенциях, апробированы при разработке макетов государственных образовательных стандартов среднего и начального профессионального образования (Макеты утверждены Министерством образования и науки РФ в июне 2007 г.) и государственных образовательных стандартов «повар, кондитер» и «технология продукции общественного питания».
Внедряемый в 2008 году проект повышения квалификации линейного производственного персонала школьных столовых и комбинатов школьного питания направлен на создание инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров согласно существующим мировым требованиям к специалистам, работающим в сфере детского питания.
Основная цель инновационной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий школьного питания – повышение качества и эффективности подготовки работников путем внедрения и использования инновационных педагогических технологий, основанных на учете изменяющихся требований отрасли к компетенциям работников, новых форм организации труда, обусловленных внедрением новых производственных технологий и нового оборудования, и международного опыта.
Поскольку комбинаты школьного питания оснащаются современным оборудованием, они, с одной стороны, являются идеальной обучающей средой для подготовки и обучения кадров. С другой – для того, чтобы это новейшее оборудование использовалось с максимальной эффективностью, нужны кадры, адекватные этому оборудованию. Также, в связи с тем, что комбинаты предназначены, прежде всего, для обеспечения питанием школьников, производимая на них продукция должна отвечать всем современным требованиям к безопасности продукции питания и технологии ее приготовления, а также соответствовать требованиям к здоровому питанию. Эти требования заложены и четко описаны в профессиональных стандартах и отражены в образовательных стандартах и программах, указанных выше.
В основу системы положено обучение и добровольная сертификация персонала, который будет работающего в школьных столовых и на комбинатах школьного питания.
Помимо этого, инновационная производственная среда, формируемая новейшими производственными технологиями и новыми формами организации труда, производными от этих технологий, может быть использована как учебная база для обучения на рабочем месте преподавателей и студентов учебных заведений профессионального образования и повышения квалификации действующих работников предприятий питания.
Исходя из этого, следующей задачей является создание модели многоцелевого и многоуровневого обучения различных целевых групп на базе создаваемых комбинатов питания. Реализация такой модели позволит оптимизировать как использование размещаемого в комбинатах оборудования и обеспечить его рентабельность, так и внедрить инновационную модель подготовки кадров.
В рамках этой модели комбинаты школьного питания, помимо своего первоначального назначения, становятся ресурсными центрами или центрами профессионального мастерства для системы профессионального образования и обучения.
Для реализации вышеуказанной модели необходимо решить следующие задачи:
- Определить потребность в содержании и объемах обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп (действующего персонала комбината школьного питания, студентов и преподавателей учебных заведений профессионального образования, работников действующих школьных столовых, безработных граждан, желающих реинтегрироваться в сферу труда и т.д.) для проведения апробации предлагаемой модели.
- Сформировать программы и определить оптимальные формы обучения для каждой целевой группы, основанные на требованиях профессиональных стандартов.
- Разработать методическое сопровождение для разработанных программ обучения.
- Подготовить корпус тренеров, которые будут в дальнейшем реализовывать обучение вышеуказанных целевых групп.
Для решения вышеуказанных задач деятельность по созданию инновационной системы подготовки кадров для индустрии питания на базе комбинатов школьного питания целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
- организационное,
- содержательное
- методическое,
В рамках организационного направления предлагается:
В рамках реализации данной программы и в ходе эксперимента по модернизации системы питания в регионах, как правило создаются рабочие группы, в состав которых входят местные специалисты Министерства Образования и Науки РФ, представители Экспертного Совета ФРиО РФ, методисты Центра изучения проблем профессионального образования. Рабочая группа решает задачи:
a. определения потребностей в обучении и объемов обучения различных целевых групп и разработки графиков и планов обучения, не препятствующих основной деятельности комбината школьного питания,
b. координации деятельности по проекту.
В рамках реализации проекта рабочей группе предлагается:
- разработать концепцию деятельности комбинатов школьного питания как центров профессионального мастерства (ресурсных центров) для осуществления подготовки кадров на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), аккумулирующей высокие технологии;
- разработать новую многоуровневую и многоцелевую типологию программ обучения, основанную на отраслевой рамке квалификаций и профессиональных стандартах, для различных целевых групп;
- разработать механизмы оценки компетенций для оптимизации и индивидуализации программ обучения, переобучения и повышения квалификации и сертификации компетенций лиц, завершивших обучение;
- разработать образовательные программы для различных целевых групп исходя из отраслевой рамки квалификаций и требований профессиональных стандартах;
- разработать методическое сопровождение (учебные материалы) для программ обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп обучающихся на базе комбинатов школьного питания.
- провести апробацию разработанных программ обучения для различных целевых групп.
В рамках методического направления программой повышения квалификации предлагается:
- осуществить обучение штатных сотрудников комбинатов питания в соответствии с требования профессиональных стандартов;
- осуществить обучение тренеров для различных целевых групп из числа преподавателей системы профессионального образования;
- осуществлять постоянно действующее консультирование тренеров для различных целевых групп.
Рабочая группа в любом регионе при подготовке к реализации программы повышения квалификации персонала предприятия ДШП выполняет следующий план мероприятий:
Направление деятельности | Виды деятельности |
1. Организационное
| 1.1.Формирование экспертной рабочей группы проекта (4 чел.) и административной группы проекта |
1.2. Проведение исследования по определению потребностей в обучении и объемов обучения различных целевых групп и разработки графиков и планов обучения, не препятствующих основной деятельности комбината школьного питания, (аналитическая справка – 0,5 п.л.) | |
1.3. Координация деятельности по проекту (в течение всего срока проекта) | |
2. Содержательное
| 3.1. Разработка концепции деятельности комбинатов школьного питания как центров профессионального мастерства (ресурсных центров) для осуществления подготовки кадров на рабочем месте (в процессе трудовой деятельности), аккумулирующей высокие технологии |
3.2. Разработка многоуровневой и многоцелевой типологии программ обучения, основанной на отраслевой рамке квалификаций и профессиональных стандартах, для различных целевых групп обучающихся; | |
3.3. Разработка механизмов оценки компетенций для оптимизации и индивидуализации программ обучения, переобучения и повышения квалификации и сертификации компетенций лиц, завершивших обучение | |
3.4. Разработка образовательных программ для различных целевых групп (действующих работников комбинатов школьного питания, преподавателей учебных заведений НПО и СПО, студентов системы НПО и СПО, безработных граждан) исходя из отраслевой рамки квалификаций и требований профессиональных стандартах (ориентировочно 5 программ); | |
3.5. Разработка методического сопровождения (учебные материалы) для программ обучения, переобучения и повышения квалификации различных целевых групп обучающихся на базе комбинатов школьного питания (ориентировочно 5 пакетов учебно-методических материалов). | |
3. Методическое
| 3.1. Обучение штатных сотрудников комбинатов питания в соответствии с требованиями профессиональных стандартов (4 семинара х 2 дня + стажировка за рубежом)
|
3.2. Обучение тренеров для различных целевых групп из числа преподавателей системы профессионального образования; (5 семинаров х 3 дня + стажировки за рубежом) | |
3.3. Консультирование тренеров для различных целевых групп |
Профессиональная подготовка кадров для предприятий школьного питания