- Британия
- В 1906 году
- С 1940
- 1951 год
- 70-е годы
- В наше время
- Типы блюд, пользующиеся наибольшей популярностью
- Исследование явно показало несколько наиважнейших аспектов питания детских коллективов, оказывающих демотивирующее воздействие на сознание ребенка:
- Методология планирования меню Американской национальной программы школьных обедов
- «Традиционный метод», основанный на выборе продуктов питания
- «Увеличенный метод» основанный на выборе продуктов питания
- Стандартный нутриентный подход в формировании рационов
- Ассистирующий подход в формировании рационов
В большинстве западных развитых странах, вопрос обеспечения качественным питанием школьников и дошкольников приравнивается к вопросу национальной безопасности государства. Очевидность зависимости состояния здоровья детей от их способности в будущем реализовывать детородные функции, обеспечивая демографический рост и пополнять ряды вооруженных сил, обеспечивая обороноспособность страны, была признана в странах Западной Европы, в США еще в конце 19 века.
В большинстве современных стран мира с развитым государственным социальным обеспечением, таких как Швеция, Дания, Германия, Финляндия, государственные дотации могут составлять до 80% стоимости школьного рациона. Ни в одной из этих стран груз финансового обеспечения питанием ребенка не перекладывается полностью на государство. В финансировании школьных ланчей участвуют родители, но качество услуги питания, предоставляемой ребенку несопоставимо выше, чем в странах Восточной Европы и в России. В этой связи, очевидность необходимости выделения средств из семейного бюджета для питания школьника не представляет сомнений у родителей.
Исторически, вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине 19 века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. Однако реальная обеспокоенность правительственных чиновников Туманного Альбиона о питании школьников и подростков возникла лишь после Англо-бурской войны 1899 года, когда выяснилось, что каждый третий молодой человек, призываемый или добровольно ушедший в армию, оказался больным или физически не способным участвовать в боевых действиях.
Британия
В 1906 году
В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. В 1939 году многие школьники, причем в основном из бедных семей, стали получать бесплатные завтраки за счет выделенных на эти цели государственных средств.
С 1940
С 1940 года правительство Объединенного Королевства стало рассматривать школьное питание как одну из обязательных составляющих мобилизационных мероприятий в подготовке страны на случай возникновения военных конфликтов. Как результат – к моменту завершения второй мировой войны ежедневно более 1,6 млн. школьников получали бесплатные завтраки (в 10 раз больше по сравнению с 1939 годом). Из этого числа 15% завтраков были полностью бесплатными, все расходы оплачивало государство.
1951 год
К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школьников получали бесплатный стакан молока. Тогда типичная диета английского подростка включала в себя зерновые мюсли, яйцо, хлеб и масло на завтрак, мясо, картофель, овощи и пудинг – на ланч, хлеб с маслом, джем, пирожок или печень – на полдник; молоко – на ночь. Среди овощей и фруктов наиболее популярными были клубника, ревень, свежий горошек, латук, томаты.
70-е годы
В начале 70-х годов в Великобритании сложилась полноценная система школьного питания, которая была недорогой и охватывала большинство школьников. А для детей с низким уровнем семейного дохода она была полностью бесплатной.
Однако в 1979 году после прихода к власти правительства консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер отношение к школьному питанию резко изменилось. Участие государства в организации школьного питания посчитали бюрократическим и затратным мероприятием. «Только частные компании способны выполнять эту функцию более эффективно и с меньшими расходами», – писали газеты того времени. В результате в течение последующих десяти лет тысячи британских школьников потеряли свою привилегию получать бесплатное питание.
Анализ рациона питания подростков, проведенный в 1997 году, показал, что потребление сахара увеличилось, по сравнению с 1980 годом на 30%. Две трети детей стали регулярно и в значительных количествах употреблять белый хлеб, чипсы, сладости, сладкие газированные напитки и меньше есть свежие овощи и фрукты (50% от рекомендованного количества). К январю 2000 года лишь 44% английских детей получали школьное питание (почти на 25% меньше, чем 1979 году). Из 3,76 миллиона детей из семей с низким доходом лишь каждый третий в это время получал бесплатный второй завтрак. При этом пища школьников оказалась дефицитной по множеству микро- и макронутриентов.
У детей резко возросло число заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, новообразований, увеличился риск развития остеопороза. Англичане стали самой «полной» нацией в Европе, повышенный вес имели 17% мужчин и 20% женщин, количество детей с ожирением увеличилось вдвое.
В наше время
В последние 3-4 года в Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрождение традиций обеспечения английских школьников горячей и здоровой пищей.
Сегодня около половины школьников Великобритании получают горячее питания на платной и дотационной основе. Результаты последних социологических опросов весьма показательно демонстрируют отношение современной молодежи к процессу питания в школе, который воспринимается последними не только как процесс приема пищи, но и как возможность дополнительной социализации в среде молодежи.
С целью выявления участившихся случаев массового отказа старших школьников от питания в школьных столовых Правительство Великобритании инициировало телефонный опрос. Компания Carrick James Market Research была приглашена в качестве телемаркетингового оператора для опроса фокус-группы из 502 старших школьников в возрасте от 11 до 16 лет. Все респонденты являлись учениками английских школ, сам опрос проводился в период с 25 апреля по 12 мая 2007 года. Выборка была сделана с учетом социального, полового и географического признаков.
По результатам опроса, боле половины (56%) школьников приобретали еду в школьных буфетах за карманные деньги, и только 1% учеников пользовался системой покупки школьных рационов по предоплате (организованное питание).
Ровно 329 учеников (66%) сообщили о том, что не всегда пользуются услугами школьного буфета или столовой, а чаще берут с собой обеды, приготовленные родителями дома. 11% учеников утверждают, что всегда покупают обеды в школьной столовой. Всего несколько учеников сообщили, что обедают дома, пользуются услугами близлежащего продуктового магазина или покупают обеды в вендинговых автоматах.
Те опрошенные, которые заявили о том, что приносят обеды из дома, обозначили главную причину отказа от услуг школьной столовой, как «неудовлетворительное качество школьных обедов». Другими причинами были названы «бедный выбор в меню» и «однообразие в меню». Такое же количество опрошенных высказались, что еда была «не слишком здоровой», «слишком здоровой» и «слишком скучной» соответственно.
Другие причины, объясняющие нежелание школьников питаться в школьной столовой были обозначены как «отсутствие места где употребить пищу» или «неприятная атмосфера/обстановка в столовой». Так же были названы такие причины как шум, гам и большое скопление сверстников.
Около одной пятой учеников назвали социальные причины, такие как “мои друзья тоже не едят в школьной столовой», «для нас это шанс вырваться из школы в перерыв», «нам хочется побыть на воздухе», «мне неудобно при всех есть домашний обед, упакованный родителями». Одна четвертая нерегулярно питающихся в столовой, утверждают, что школьные обеды им не по карману.
Одной из основных причин воздержания от питания в школьной столовой была названа почти всеми респондентами – высокая стоимость обедов.
Наиболее частые высказывания о предполагаемых и возможных улучшениях: «лучшее качество еды», «больший выбор», «более здоровая пища» и «больше салатов». Группа 11 и 12-летних школьников высказалась о том, что процесс питания плохо организован. Были перечислены: отсутствие свободного пространства, возможности общаться во время приема пищи.
Большинство учеников тратят на обед сумму в £1.17. (около 56 рублей). Около трети школьников тратят £1.88 (около 80 рублей). Средний чек в столовой колеблется от £1.50 до £2.00 у учеников 15 – 16 лет.
- Больше половины опрошенных (60%) тратят деньги на обеды, выдаваемые им родителями, около 12% тратят собственные карманные деньги и около 25% тратят деньги из обоих источников;
- Самым главным мотивирующим побуждением идти на обед, экспертами было признано стремление школьников социологизироваться, особенно среди старших школьников;
- Большая перемена в 51 минуту была названа слишком длинной для обеда двумя третями опрошенных. Более половины из тех, кто обедает на перемене длиной в 30 минут, сказали, что данного времени не достаточно. 21% счел недостаточным временем для обеда часовую перемену;
- 25% учеников подтвердили, что к их мнению прислушиваются при формировании меню, тогда как 51% учеников утверждают, что формирование меню – исключительная прерогатива школьного руководства. Около 28% опрошенных вообще не знают, кто составляет школьное меню;
- На вопрос о том, какое одно главное улучшение вы хотели бы сделать в своей столовой, поступало большинство ответов, связанных с эмоциональным восприятием процесса приема пищи. Так же назывались улучшения в еде, восполнение отсутствующих столов, стульев, приборов, чистота, качество обслуживания. При появлении возможности выбрать варианты ответа появлялось большее побуждение. Так, например, около 29% называли среди прочих улучшений, улучшения качества еды, атмосферы и обстановки, тогда как ранее об этом упомянули только 14% опрошенных. Около двух третей опрошенных подростков посчитали, что привлечение учеников к вопросу украшения столовой, выбора музыкального сопровождения позволит им чувствовать себя лучше в стенах предприятия питания.
Респонденты
Выборка из 502 учеников 249 мальчиков и 249 девочек. В равных пропорциях ученики в возрасте 11-12 лет, 13-14 лет и 15-16 лет
Типы блюд, пользующиеся наибольшей популярностью
- 43% учеников приобретают сендвичи и снеки
- 41% учеников приобретают готовые кулинарные блюда
- На первом месте в рейтинге популярности – паста и блюда из макаронных изделий (среди горячего), пицца
- Около 56% опрошенных являются постоянными покупателями салатов
- Около 56% опрошенных покупают горячую еду «время от времени» и оставшаяся часть учеников потребляет горячие обеды каждый день
- Около 84% опрошенных приносят с собой обеды из дома
- Только 3% детей из общего числа покупают еду в третьих местах (не в школьной столовой и не приносят из дома).
- Около 20% опрошенных, питающихся в столовой периодически заявили, что готовы питаться в школе, если стоимость рационов станет ниже.
- 11% назвали причину «возвращения» в столовую – улучшение качества пищи
- Для 45% опрошенных самое главное при посещении столовой – возможность социологизироваться. Данный процент выше у девочек и увеличивается с увеличением возраста школьника
Улучшение качества пищи явилось значимым для 24% опрошенных.
Телефонный опрос, проведенный английскими коллегами, очень наглядно подтверждает собственные наблюдения авторов НИР при обследовании школ во многих регионах России. Процесс питания воспринимается детьми не только с точки зрения удовлетворения физиологической потребности в пище, но и с точки зрения возможности получения психологической разрядки, смены деятельности, ухода от навязчивого контроля взрослых.
Исследование явно показало несколько наиважнейших аспектов питания детских коллективов, оказывающих демотивирующее воздействие на сознание ребенка:
- Недостаток времени для приема пищи
- Неприятная, отталкивающая атмосфера в столовой
- Наличие страхов перед необходимостью принимать пищу публично, в тесноте, в шумном и душном помещении
- Неудовлетворенность от исключения из процесса принятия самостоятельного решения о выборе предпочтений
- Желание в процессе приема пищи «не выделяться», подражать друзьям и сверстникам
- Стремление к социализации, к удовлетворению эмоциональных ожиданий от общения (события: приема пищи, перемены)
Для детей перемена для приема пищи – это особый ритуал. Он позитивен в априори. Это симбиоз восприятия окружающего пространства всеми органами чувств. В рамках данного исследования имеет смысл вводить понятие «атмосфера детского питания». Формирование такой атмосферы и управление восприятием этой атмосферы может стать эффективным механизмом воздействия на разрушение детских стереотипов о правильном питании, в общем, и школьном питании в частности.
В США на протяжении нескольких десятилетий существенную роль в организации школьного питания занимала активная позиция по этому вопросу многочисленных женских организаций.
В настоящее время почти половина школьников (27 млн.) в рамках Федеральной программы «Школьный ланч» ежедневно получает бесплатный обед. Каждый десятый школьник (около 8 млн.) получает бесплатный завтрак по Федеральной программе «Школьный завтрак», а молоко является обязательным компонентом питания школьников. Эти две программы реализуются в 99 800 государственных и частных (некоммерческих) школах Америки.
Каждые пять лет система школьного питания подвергается аудиту на предмет его структуры и соотношения в пищевом рационе белков, углеводов, жиров, калорийности. Согласно последним рекомендациям еда детей в американских школах должна обеспечивать 1/3 потребностей в белке, витаминах А, С, железе, кальции и калорийности (не более чем 30% калорий за счет жира).
К тому же в Соединенных Штатах существует Федеральная программа «Питание детей в летних лагерях». В Федеральной программе для малообеспеченных семей имеется специальный раздел по питанию детей-школьников.
Суммарно на бесплатное питание по всем указанным четырем программам в США выделяется порядка 12 миллиардов долларов в год. В 2003 году две трети расходов ушло на обеспечение детей мясом и молоком, чуть больше одной четверти – на закупку фруктов и овощей, преимущественно консервированных или замороженных.
Увы, подобный перечень продуктов постоянно подвергается критике, поскольку согласно современным рекомендациям питание детей в школьном возрасте должно в основном включать цельные зерновые, натуральные фрукты, овощи, умеренное количество мяса, рыбу, молочные продукты и бобовые.
Методология планирования меню Американской национальной программы школьных обедов
Американское законодательство определяет школьные обеды, как «безопасные для здоровья и полезные для развития детей». В этой связи все школьные рационы любого из штатов страны должны соответствовать жестким требованиям специалистов, отраженных в «Руководствах по диетологии для американцев» (Dietary Guidelines for Americans).
Данные руководства определяют разнообразие пищевых рационов, степень присутствия в них фруктов и овощей, определяют рекомендованное содержание сахаров и солей, рекомендуют принципы питания с содержанием менее 30% калорий, полученных от жиров и менее 10% калорий, полученных от насыщенных жиров. Кроме того, обеды и завтраки должны содержать не менее 1/3 суточной потребности ребенка в протеинах, железе, кальции, витаминах А и С. Американские ученые совместно с приглашенными зарубежными коллегами разработали четыре подхода в формировании школьных рационов. Специалисты по школьному питанию (операторы ШП) сами вольны выбрать любой из четырех подходов.
«Традиционный метод», основанный на выборе продуктов питания
Согласно традиционному подходу, школьный оператор должен приготовить 5 блюд из 4 видов продуктов. Этими видами продуктов являются: мясо или мясосодержащие продукты, овощи и/или фрукты, зерновые/хлебобулочные изделия и молочные продукты. Минимальные размеры порций определяются согласно возрастным группам школьников.
ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ РАЦИОНОВ |
|||||
МИНИМАЛЬНЫЕ ОБЪЕМЫ (ВЕСА) |
РЕККОМЕНДОВАННЫЕ ОБЪЕМЫ |
||||
ТИПЫ ПРОДУКТОВ И ИНГРЕДИЕНТОВ |
ГРУППА 1 ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ | ГРУППА 2
ВОЗРАСТ6-7 ЛЕТ |
ГРУППА 3 ВОЗРАСТ 7-8 ЛЕТ
|
ГРУППА 4 ВОЗРАСТ 8-12 ЛЕТ |
ГРУППА 5 ВОЗРАСТ 12-16 ЛЕТ |
Молоко (в качестве напитка) |
170 грамм |
170 грамм |
226 грамм |
226 грамм |
226 грамм |
Постное мясо, курица или рыба
|
28,3 грамма
|
42,45 грамм
|
42,45 грамм
|
56,6 грамм
|
84,9 грамм
|
Альтернативные продукты протеиносодержащие |
28,3 грамма
|
42,45 грамм
|
42,45 грамм
|
56,6 грамм
|
84,9 грамм
|
Сыр
|
28,3 грамма
|
42,45 грамм
|
42,45 грамм
|
56,6 грамм
|
84,9 грамм
|
Крупное куриное яйцо
|
14,15 грамма | 21,22 грамма
|
21,22 грамма
|
28,3 грамма
|
42,45 грамма
|
Каши или вареный горох
|
¼ стакана
|
3/8 стакана
|
3/8 стакана
|
½ стакана
|
¾ стакана
|
Арахисовое масло или другие ореховые или семенные масла |
2 ст. ложки
|
3 ст. ложки
|
3 ст. ложки
|
4 ст. ложки
|
6 ст. ложек
|
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный |
½ стакана
|
¾ стакана | ¾ стакана | 1 стакан
|
1½ стакана
|
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный |
14,15 грамма
|
21,22 грамма
|
21,22 грамма
|
28,3 грамма
|
42,45 грамма
|
Данные продукты могут использоваться вместе с мясом, рыбой в процентном соотношении не более 50% от общей массы готового продукта: Арахис, семена, лесные орехи, крупы в пропорции (28,3 грамма крупы на 28,3 грамма мяса, птицы или рыбы) |
=50%
|
=50%
|
=50%
|
=50%
|
=50%
|
Фрукты и овощи |
100 грамм |
100 грамм |
100 грамм |
75 грамм |
75 грамм |
Хлебобулочные изделия или выпечка (должны быть цельно зерновые, грубого помола). Подача – кусочек хлеба или эквивалентная по массе выпечка или 0,5 стакана риса, макаронных изделий, каш |
5 подач в неделю не менее 0,5 объема 2 подачи в день |
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день |
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день |
8 подач в неделю исходя из 1 подачи в день |
10 подач в неделю исходя из 1 подачи в день |
Традиционный способ формирования рационов основан на нутриентных стандартах американских врачей.
«Увеличенный метод» основанный на выборе продуктов питания
Согласно данному методу в рационах увеличиваются калории, с помощью использования низко жирных источников. Пять компонентов рациона сохраняются, но увеличивается масса подачи фруктов и овощей и углеводсодержащих круп, хлебобулочных изделий.
«УВЕЛИЧЕННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ РАЦИОНОВ» |
|||||
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|||||
ТИПЫ ПРОДУКТОВ И ИНГРЕДИЕНТОВ |
ГРУППА 1 ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ |
ГРУППА 2 ВОЗРАСТ6-7 ЛЕТ |
ГРУППА 3 ВОЗРАСТ 7-8 ЛЕТ
|
ГРУППА 4 ВОЗРАСТ 8-12 ЛЕТ |
ГРУППА 5 ВОЗРАСТ 12-16 ЛЕТ |
Молоко (в качестве напитка) |
170 грамм |
170 грамм |
226 грамм |
226 грамм |
226 грамм |
Постное мясо, курица или рыба |
28,3 грамма |
42,45 грамма |
42,45 грамма |
42,45 грамма |
42,45 грамма |
Альтернативные продукты протеиносодержащие |
28,3 грамма |
42,45 грамма |
56,6 грамм
|
56,6 грамм
|
42,2 грамма |
Сыр |
28,3 грамма |
42,45 грамма |
56,6 грамм |
56,6 грамм |
42,45 грамма |
Крупное куриное яйцо |
1/2 |
3/4 |
1 |
1 |
3/4 |
Каши или вареный горох |
1/4 стакана |
3/8 стакана |
1/2 стакана |
1/2 стакана |
3/8 стакана |
Арахисовое масло или другие ореховые или семенные масла
|
2 стол. ложки |
3 стол. ложки |
4 стол. ложки |
4 стол. ложки |
3 стол. ложки |
Йогурт несладкий или сладкий, сливочный или ароматизированный |
1/2 стакана |
3/4 стакана |
1 стакан
|
1 стакан
|
3/4 стакана |
Данные продукты могут использоваться вместе с мясом, рыбой в процентном соотношении не более 50% от общей массы готового продукта: Арахис, семена, лесные орехи, крупы в пропорции (28,3 грамма крупы на 28,3 грамма мяса, птицы или рыбы) |
14,5 грамм =50% |
21.22 грамма =50% |
28,3 грамма =50% |
28,3 грамма =50% |
21.22 грамма =50% |
Фрукты и овощи | 100 грамм | 100 грамм |
75 грамм и еще 100 дополнительных грамм в течение недели |
100 грамм | 75 грамм |
Хлебобулочные изделия или выпечка (должны быть цельно зерновые, грубого помола). Подача – кусочек хлеба или эквивалентная по массе выпечка или 0,5 стакана риса, макаронных изделий, каш |
5 подач в неделю не менее 0,5 объема 2 подачи в день |
8 подач в неделю не менее 1 объема 2 подачи в день |
12 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день |
15 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день |
10 подач в неделю не менее 1 объема подачи 1раз в день |
Стандартный нутриентный подход в формировании рационов
Нутриентный подход в формировании рационов (“NuMenus”) – это система планирования рационов, основанная на компьютерной калькуляционной программе, которая просчитывает нутриентный состав блюда автоматически при вводе данных о составе меню. В России такая программа разработана компанией «РСТъ» (www.pct.ru) корпорации «MAGNAT».
Ассистирующий подход в формировании рационов
Данный подход предполагает участие медицинских специалистов, диетологов, педиатров, иммунологов и аллергологов отдельного штата или города в консультировании оператора в выборе конкретного меню, учитывая сезонную доступность тех или иных видов продуктов питания, климатические особенности региона или физиологические особенности состояния здоровья детей, выявленные в ходе мониторинга состояния их здоровья.
МИНИМАЛЬНЫЙ КАЛОРИЙНЫЙ И НУТРИЕНТНЫЙ СОСТАВ ШКОЛЬНЫХ ОБЕДОВ |
||||
|
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
ОПЦИОНАЛЬНО |
||
НУТРИЕНТНЫЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕКИЙ СОСТАВ |
Начальные классы |
Средние классы |
Старшие классы |
Средние классы |
Энергия (калории) |
517 |
664 |
825 |
633 |
Общее количество жиров (в проценте от общей ценности рациона) |
1 |
1, 2 |
2 |
1, 2 |
Насыщенный жир (в проценте от общей ценности рациона) |
1 |
1, 3 |
3 |
1, 3 |
Протеины (грамм) |
7 |
10 |
16 |
9 |
Кальций (мг) |
267 |
286 |
400 |
267 |
Железо (мг) |
3.3 |
3.5 |
4.5 |
3.3 |
Витамин А (RE) |
150 |
224 |
300 |
200 |
Витамин С (мг) |
14 |
15 |
18 |
15 |
1 Руководства по диетологии США рекомендуют для детей в возрасте от 2 лет внедрять диетическое питание очень постепенно, тогда как для детей в возрасте от 5 дет и выше в составе рациона не рекомендуется присутствие более 30 калорий от жиров
2 Не превышать 30 % в рационе в течение недели
3 Менее 10% в течение недели
В апреле 2005 года в России стартовала программа «Школьное молоко». Школьникам (преимущественно ученикам начальных классов) ежедневно дают стакан молока, обогащенного витаминами и минералами. Главная задача программы – укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.
За рубежом дети получают молоко, обогащенное витаминами А, С, Е, а также кальцием, йодом, селеном уже много лет.
В Китае «Школьное молоко» стартовало в 2001 году. Несмотря на огромное количество населения страны, каждый китайский ребенок ежедневно получает стакан этого напитка.
В США проект стартовал в 1988 году и финансируется из средств Министерства Сельского хозяйства США.
А в Таиланде проект «школьное молоко» запущен больше 20 лет назад. Еще в 1984 году указом короля Таиланда все школьники получили дополнительный рацион обогащенного витаминами напитка. Сегодня более 6 миллионов тайских школьников получают молоко ежедневно.
В Канаде данная программа носит название «Молоко Альберта». Любовь к молоку прививают очень интересным и необычным способом. Организаторы приходят в школу со своим талисманом – «говорящей» коровой и объясняют детям, как необходим им данный продукт.
В Чехии более 70% учеников начальных классов предпочитают молоко другим напиткам при выборе меню в школьной столовой. Программа полностью субсидируется государством.