В рамках оценки конкурентоспособности продукции предприятий индустрии общественного питания мегаполиса автором была разработана система, состоящая из трех базовых элементов: закон; принцип; метод.
К первой группе, описывающей законы развития предприятия индустрии общественного питания мегаполиса в рыночных условиях, относятся законы: конкуренции; синергии; информированности; онтогенеза; экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления.
принципы, позволяющие определять предприятию индустрии общественного питания мегаполиса свои действия в сфере развития конкурентоспособности, следующие: управления качеством; оценки конкурентоспособности; рационализации структур; рационализации процессов; прогнозирования; экономического обоснования.
И третья составляющая – методы, используемые при анализе конкурентоспособности предприятия индустрии общественного питания мегаполиса и товара: методы анализа; прогнозирования; управления качеством.
Таким образом, используя описанную выше группу законов, принципов и методов, можно определить необходимые постулаты и основания для развития конкурентоспособности предприятий индустрии общественного питания мегаполиса с учетом того, что конкурентоспособность включена в первый блок задач стратегического маркетинга – инструмента повышения конкурентоспособности объектов за счет повышения их качества и ресурсосбережения у изготовителя и потребителя.
Анализ вышеуказанных положений позволил нам прийти к пониманию процессов обеспечения конкуренции и гармонии интересов в инфраструктурном развитии индустрии общественного питания мегаполиса (рис. 2).
Первое условие: наличие на рынке более одного продавца |
| Второе условие: наличие одинаковой мотивации деятельности нескольких продавцов на одном рынке, которые стремятся максимизировать прибыль | ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Условия обеспечения конкуренции и гармонии интересов в инфраструктурном развитии индустрии общественного питания мегаполиса |
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
Третье условие: наличие возможности реализовать побудительные мотивы деятельности |
| Четвертое условие: наличие устойчивого спроса на товары в рамках мегаполиса |
Рис. 2. Условия обеспечения конкуренции и гармонии интересов в инфраструктурном развитии индустрии общественного питания мегаполиса
Обеспечение конкуренции и гармонии интересов в инфраструктурном развитии индустрии общественного питания мегаполиса может происходить различными путями. Число субъектов индустрии общественного питания мегаполиса можно фактически увеличить за больший или меньший интервал времени вследствие ряда действий (рис. 3).
| Действия по увеличению субъектов индустрии общественного питания мегаполиса для обеспечения конкуренции и гармонии интересов в ее развитии |
| |
|
|
| 1. Распад «материнского» предприятия с выделением экономически независимых друг от друга и от «материнского» предприятия хозяйствующих субъектов индустрии общественного питания мегаполиса |
| |
|
|
| 2. Расширение границ реализации продукции и входа в рассматриваемую индустрию общественного питания мегаполиса новых хозяйствующих субъектов |
| |
|
|
| 3. Расширение географических границ индустрии общественного питания мегаполиса с реализацией возможности для покупателей выбора среди большего количества товаров и продавцов, например, путем заказа товаров по телефону |
| |
|
|
| 4. Перепрофилирование действующих предприятий индустрии общественного питания мегаполиса |
| |
|
|
| 5. Развитие малого инновационного предпринимательства с входом новых субъектов в индустрию общественного питания мегаполиса |
| |
|
|
| 6. Снижение правовых, организационных, административных, экономических, экологических и прочих барьеров для входа на рынок услуг предприятий общественного питания мегаполиса новых хозяйствующих субъектов |
|
Рис. 3. Мероприятия по обеспечению конкуренции и гармонии интересов в инфраструктурном развитии индустрии общественного питания мегаполиса