Сетевые предприятия в ресторанно-развлекательном бизнесе обладают рядом преимуществ. Главное из них заключается в возможности существенного снижения расходов (издержек), в первую очередь, постоянных. Однако на практике это далеко не всегда происходит. Анализ показывает, что основной причиной этого является не совсем правильное построение системы управления сетью. В чём оно заключается? Для ответа на этот вопрос, не претендуя на истину в последней инстанции, вначале определим, что следует называть сетью предприятий. Вопрос не праздный. Если речь ведётся об управлении, то нужно чётко представлять объект управления. Иначе никакой речи о его эффективности быть не может.
Переходный период от государственной системы общепита к полностью рыночным формам в этой отрасли завершился в середине 90-х годов. Успешные на то время предприниматели в отрасли стали укрупнять свой бизнес за счет покупки действующих предприятий, через слияния и поглощения и т.д. В результате в отрасли стали появляться достаточно крупные рыночные образования территориально разнесённых предприятий, у которых объединяющим началом была только общность акционерного капитала. Если акционеры (владельцы) активно участвовали в управлении ими, то они стремились привести предприятия к единым стандартам во всём. В результате, появлялось ещё одно объединяющее начало, а именно общность стандартов обслуживания, оборудования, оформления и т.п. И тогда начали говорить о сетях ресторанно-развлекательных предприятий.
На мой взгляд это не совсем правильно. Указанные акционеры преимущественно управляли своим капиталом и не более. Операционное же управление оставалось унитарным и автономным на каждом отдельном предприятии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Никаких качественных прорывов в ведении бизнеса не происходило и никаких серьёзных преимуществ это акционерам не давало.
Только в начале двухтысячных годов начали появляться образования, которые действительно можно назвать сетевыми. Главным признаком, позволяющим назвать сетью некое объединение предприятий, является наличие организованной системы централизованного управления и обеспечения. А акционерный капитал может быть совершенно разным. Существуют примеры успешных сетей, где часть предприятий взята в доверительное управление и принадлежит совершенно другим владельцам. Именно централизация управления и обеспечения совокупностью предприятий даёт качественно новый вид хозяйствующей единицы и предоставляет акционерам (владельцам) ряд экономических и конкурентных преимуществ.
На следующем этапе стали образовываться Холдинги, которые, кроме ресторанно-развлекательных, включают и другие типы предприятий. Это может быть выделенное производство, компания по автоматизации бизнеса и др. На следующем этапе сети и холдинги стали выходить за пределы одного города и расширяться как количественно, так и территориально.
Таким образом, Сетью предприятий ресторанно-развлекательного бизнеса предлагается называть их территориально разнесённую совокупность, объединяемую единой централизованной системой управления операционной деятельностью и централизацией некоторых функций её обеспечения.
Опыт показывает, что централизовать управление целесообразно при наличии трёх и более предприятий. Это даёт акционерам ряд существенных преимуществ, которые в первом приближении заключаются в следующем:
- сокращение постоянных затрат за счёт: централизации логистики, маркетинга и бухгалтерии; возможности организовывать собственное юридическое, информационное и кадровое обеспечение, обеспечение физической безопасности предприятий и др.;
- сокращение переменных затрат за счёт оптимизации логистического обеспечения (привлекательность для поставщиков по объёмам, прогнозируемая регулярность закупок, упорядочение ассортиментного перечня, подконтрольность бизнес-процесса и т.п.);
- возможность оперативного манёвра между предприятиями всеми видами ресурсов;
- повышение прозрачности бизнеса для акционеров, что повышает его управляемость и контролируемость, минимизирует возможности для злоупотреблений и т.п.;
- налаживание более эффективного управленческого учёта;
- возможность более эффективного стратегического управления, организации брендинга.
Это далеко не все преимущества централизованного управления сетью предприятий. Перечисленные являются основными и очевидными.
Владимир Сирый
www.pitportal.ru
РАЗМЕСТИТЕ БЕСПЛАТНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ