...

11.02.10 Как организовать систему санитарно-эпидемиологического контроля в образовательном учреждении?

Содержание
  1. Организация производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства в образовательных учреждениях
  2.  
  3. Виды контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  4. Субъекты контроля
  5. Виды контроля
  6. Основные виды ответственности
  7. Органы исполнительной власти
  8. Государственный
  9. Административная, уголовная
  10. Потребитель,
  11. общественные организации
  12. Общественный
  13. Гражданская
  14. правовая
  15. Хозяйствующие субъекты
  16. Производственный
  17. Дисциплинарная
  18. 1.      Недостаточна квалификация управленческих кадров (линейных руководителей любого уровня) – как в вопросах санитарно-эпидемиологической безопасности, гигиены, санитарии, так  и  в вопросах осуществления производственного контроля.
  19. 2.      Отсутствуют квалифицированные кадры контроля (специалисты, ответственные за его организацию, в соответствии с их функциональными обязанностями)..
  20. 3.      Четко не определены обязанности и ответственность – как в организационной структуре хозяйствующего субъекта, так и в системе производственного контроля.
  21. 4.      Контроль осуществляется формально, эмпирически, бессистемно, без научной и методической основы..
  22. 5.      Отмечается недостаток технических средств контроля и недостаточное использование лабораторных и инструментальных методов контроля.
  23. 6.      Имеет место фальсификация результатов производственного контроля.
  24. 7.      Несовершенна используемая на объектах техническая документация на продукцию, производство, оказание услуг (под технической документаций понимаются технические условия, стандарты предприятий, технологические инструкции, карты, а в более широком смысле – документация, регламентирующая программы, методики и режимы обучения и воспитания, рационы питания и т.п.)..
  25. 8.      Несовершенны программы производственного контроля и другая внутренняя документация.
  26. 9.      Несовершенны формы и методы учета и отчетности в системе производственного контроля.
  27. 10.  Администрация объектов, менеджеры всех уровней, в т.ч. высшее руководство, недооценивают роль производственного контроля.
  28. 11.  Определенную негативную роль играет ряд психологических факторов и стереотипов.
  29. 1.      Использование системного подхода и научных принципов теории контроля
  30. 2.      Использование международного и отечественного опыта создания и развития систем управления качеством и безопасностью
  31. 3.      Совершенствование документации в системе производственного контроля, совершенствование учета и отчетности..
  32. 4.      Действенная оценка результативности и эффективности производственного контроля.
  33. 5.      Обучение и профессиональная подготовка специалистов в системе производственного контроля.
  34. 6.      Мотивирование администрации объектов к организации действенного производственного контроля.
  35. −     об общих методах контроля, как составной части менеджмента (так называемые управленческие основы производственного контроля);
  36. −     о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (юридические основы производственного контроля);
  37. −     о факторах среды обитания, влияющих на здоровье человека, и методах управления ими (санитарно-гигиенические основы производственного контроля);
  38. −     о человеке, как о субъекте и объекте контроля (социобиопсихологические основы производственного контроля).
  39. −     персонал (в том числе его состояние здоровья), рабочие места работников организации;
  40. −     помещения, здания, сооружения, территория (участок) объекта, санитарно-защитные зоны, санитарно-технические системы объекта, транспорт;
  41. −     оборудование, оснащение, инвентарь;
  42. −     микроклимат, освещенность в помещениях;
  43. −     любые технологические процессы;
  44. −     рацион питания;
  45. −     сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, питьевая вода, отходы производства и потребления;
  46. −     санитарно-противоэпидемические, профилактические мероприятия (в том числе мероприятия по санитарной охране среды обитания, санитарная обработка, дезинфекция, мероприятия по борьбе с грызунами и насекомыми, мероприятия по соблюдению личной гигиены и др.);
  47. −     другие, предусмотренные действующими санитарными правилами (техническими регламентами).
  48. −     оборудование, включая средства обучения, учебники и учебные пособия, учебную мебель, персональные компьютеры и др. технические средства обучения и т.п.;
  49. −     санитарно-технические системы школы, микроклимат, освещенность в учебных помещениях;
  50. −     учебный процесс, технологии, методики, программы обучения, режим образовательной деятельности, расписание занятий, режим дня обучающихся (воспитанников), расписание звонков;
  51. −     рацион питания, условия и организация питания обучающихся (воспитанников);
  52. −     проведение ремонтных и строительных работ, используемые строительные и отделочные материалы;
  53. −     питьевой режим детей и подростков, питьевая вода (водопроводная и вода, используемая для организации питьевого режима);
  54. 1.      Руководители всех уровней (осуществляют так называемый линейный контроль).
  55. 2.      Ответственные лица и специалисты (осуществляют так называемый функциональный контроль).
  56. 3.      Должностные лица и работники на своих участках работы (операционный контроль, самоконтроль).
  57. 4.      Специальные органы контроля (отдел, производственная лаборатория и т.п., которые создаются на крупных объектах при достаточном штате и развитой организационной структуре, а также различного рода коллегиальные органы контроля, создаваемые даже в небольших организациях)..
  58. 5.      Сторонние лица и организации (осуществляющие аудит по договору подряда).
  59. n  непосредственные требования санитарных правил и других нормативных документов;
  60. n  предписания должностных лиц контрольных (надзорных) органов;
  61. n  распорядительные документы и программы мероприятий федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  62. n  распоряжения, приказы руководителя организации, менеджера, должностные инструкции, программы производственного контроля и другие внутренние документы организации;
  63. n  мероприятия, предложенные собственно по результатам производственного контроля;
  64. n  план санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, который содержит смету расходов и объединяет в себе все мероприятия долгосрочного характера.
  65.  
  66. −     максимизация прибыли предприятия, предотвращение убытков из-за ущерба здоровью и жизни потребителей товаров, услуг;
  67. −     долговременное присутствие в занимаемом сегменте рынка, его увеличение;
  68. −     обеспечение устойчивого спроса на продукцию (услуги) со стороны контрагентов;
  69. −     формирование репутации социально-ответственного предприятия;
  70. −     предотвращение санитарных правонарушений, административных санкций и других видов ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  71. −     обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности деятельности, работ, услуг, продукции, товаров, производственной среды;
  72. −     предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний среди обслуживаемых контингентов населения, потребителей;
  73. −     и другие, в зависимости от специфики деятельности организации.
  74. −     ведение учета и отчетности по результатам производственного контроля;
  75. −     привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
  76. −     разработка и реализация мер, направленных на устранение выявленных нарушений;
  77. −     информирование администрации, собственника, компетентных органов, населения об аварийных ситуациях и нарушениях создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
  78.                      1.       Принцип системности, охарактеризованный выше, и близкий к нему принцип встроенности контроля в процессы управления, которые отражают подходы к организации производственного контроля как к единой системе, являющейся подсистемой системы управления любой организацией.
  79.                      2.       Принцип комплексности, согласно которому наиболее эффективным является комплексное использование различных методов и форм контроля, а также параллельный контроль разными контролирующими субъектами (разумеется, без необоснованного дублирования) в отношении одного и того же объекта контроля.
  80.                      3.       Принцип объективности, согласно которому результаты контроля должны максимально соответствовать параметрам объекта контроля и минимально зависеть от отношения контролирующего лица. Это обеспечивается, в первую очередь, используемыми методами и формами контроля, которые в ходе контроля не должны, по возможности, воздействовать на объект контроля, изменяя его контролируемые параметры.
  81.                      4.       Принцип независимости, близкий к предыдущему принципу, в соответствии с которым, не должно быть служебной, личной или иной зависимости контролирующего специалиста, от подконтрольного лица.
  82.                      5.       Принцип нейтральности, означающий, что производственный контроль должен проводиться в спокойной обстановке, без эмоционального или какого-либо еще давления на подконтрольных лиц.
  83.                      6.       Принцип гласности, подразумевающий, что подконтрольные лица знают о том, что за ними в принципе осуществляется контроль[1].
  84.                      7.       Принцип экономичности, означающий экономическую эффективность мер и средств контроля, то есть соразмерность затрат на осуществление контроля полученному экономическому результату или социально-экономическому эффекту.
  85.                      8.       Принцип непрерывности, согласно которому значимые параметры объектов контроля контролируются, по возможности, непрерывно, в режиме мониторинга, или с периодичностью, обеспечивающей необходимую репрезентативность и достоверность результатов контроля.
  86.                      9.       Принцип систематичности, близкий к предыдущему, означает, что кратность мероприятий по контролю должна быть обоснована с позиций эффективного контроля.
  87.                    10.     Принцип действенности, подразумевающий обязательную разработку и реализацию необходимых санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий на основе результатов контроля.
  88.                    11.     Принцип оперативности, который подразумевает максимально раннее выявление службой производственного контроля любых нарушений санитарного законодательства и критических отклонений параметров объектов контроля, а также, по возможности, оперативное принятие управленческих решений на основе результатов контроля.
  89.                    12.     Принцип своевременности, близкий к предыдущему и предполагающий в первую очередь соблюдение сроков и периодичности контроля, установленных программой производственного контроля.
  90.                    13.     Принцип плановости контроля, отражающий его плановый характер и находящий свое воплощение в программе производственного контроля – основном документе, определяющем порядок и периодичность его проведения.
  91.                    14.     Принцип внезапности, то есть внезапное, неожиданное для подконтрольных лиц проведение мероприятий по контролю – не исключает предыдущий принцип плановости, т.к. программа производственного контроля устанавливает только периодичность контроля, привязанную к определенным календарным периодам, а не конкретные сроки проведения мероприятий по контролю, которые оперативно, в рабочем порядке, устанавливает для себя  служба производственного контроля с учетом той или иной конъюнктуры (в планах и графиках контрольных мероприятий на тот или иной календарный период).
  92.                    15.     Принцип критических контрольных точек (ККТ), подразумевающий определение на основе оценки риска в отношении санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности продукции ККТ, то есть точек, неудовлетворительные результаты контроля в которых однозначно характеризуют высокую степень упомянутого риска.
  93.                    16.     Принцип функциональности, требующий четкого распределения функций в системе производственного контроля и однозначного определения ответственности за конкретный процесс и результат.
  94.                    17.     Принцип учета поведения людей в контрольных ситуациях, который требует учитывать тот факт, что сам по себе контроль неизбежно влечет изменения поведения подконтрольных лиц (причем изменение возможно как в сторону более пунктуального, чем обычно, выполнения обязательных требований, так и наоборот, к невыполнению в ситуации контроля тех требований, которые персонал обычно выполняет).
  95.                    18.     Принцип ориентированности контроля на будущее, а не на прошлое – контроль должен осуществляться в соответствии с поставленными задачами и преследует, в первую очередь, цели профилактики нарушений в будущем, а не принятие мер по факту свершившихся нарушений как самоцель..
  96.                    19.     Процессный подход и близкий к нему принцип концептуальности контроля, означающие необходимость контроля всего процесса, а не отдельных его частей.
  97.                    20.     Принцип централизации, согласно которому на объектах с развитой инфраструктурой[2] система производственного контроля организуется, по возможности, централизованной, что позволяет сосредоточить в подразделении, осуществляющем производственный контроль, максимальный научно-методический, лабораторный и технологический потенциал, добиться максимальной эффективности и независимости производственного контроля.
  98.                      1.       Визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками).
  99.                      2.       Осуществление (организацию) лабораторных исследований, испытаний, измерений – лабораторный и инструментальный контроль..
  100.                      3.       Контроль наличия документов, предусмотренных законодательством – документальный контроль.
  101.                      4.       Контроль знаний, навыков, умений работников – аттестацию персонала[3].
  102. −     дает возможность передать смысл и последовательность действий;
  103. −     способствует достижению требований нормативных и технических документов;
  104. −     обеспечивает подготовку кадров;
  105. −     способствует повторяемости и прослеживаемости;
  106. −     обеспечивает объективные свидетельства;
  107. −     способствует оцениванию эффективности и результативности системы производственного контроля.
  108. •             Что контролируется? (объект и контролируемые его параметры, показатели контроля)..
  109. •             Где контролируется? (точки контроля)..
  110. •             Когда контролируется? (периодичность контроля)..
  111. •             Как контролируется? (методика контроля)..
  112. •             Кем контролируется? (субъект контроля)..
  113. •             Как учитываются и регистрируются результаты контроля? (учетно-отчетные формы)..
  114. I.              Пояснительная записка[5].
  115. II.           Производственный контроль за благоустройством и санитарно-техническим состоянием территории, помещений, оборудования, проведением строительства, реконструкции, технического переоснащения и ремонтных работ.
  116. III.        Производственный контроль за организацией учебного процесса, режимами, процессами, методиками обучения и воспитания.
  117. IV.        Производственный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, санитарным содержанием территории, помещений и оборудования.
  118. V.           Производственный контроль за организацией питания и производством кулинарной продукции (входной, технологический, приемочный).
  119. VI.        Производственный контроль за состоянием производственной и окружающей среды
  120. VII.     Производственный контроль за соблюдением личной гигиены и обучением персонала
  121. VIII.  Приложения.
  122.  
  123. −     уровня санитарно-технического благополучия объекта,
  124. −     специфики и объемов осуществляемых видов деятельности, работ, услуг (в т.ч.. специфики методик и режимов обучения и видов реализуемых образовательных программ), количества учащихся (воспитанников), объема и ассортимента выпускаемой продукции и т.п.;
  125. −     квалификации, общего культурного уровня, мотивированности и добросовестности персонала;
  126. −     результатов санитарно-эпидемиологических обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок, выполняемых в порядке надзора.
  127. n  инструментальные замеры, проводимые ответственным специалистом  образовательного учреждения по ПК;
  128. n  контроль педагогами параметров микроклимата и некоторых других показателей;
  129. n  проведение лабораторно-инструментального контроля учащимися в рамках самостоятельной (лабораторной) работы при изучении естественнонаучных дисциплин;
  130. n  проведение исследований, испытаний по договорам с ФГУЗ «ЦГиЭ» и другими организациями.
  131. n  Контроль за формированием рациона питания (включая контроль за ассортиментом, расчетным методом, с использованием АИС).
  132. n  Входной производственный контроль (включая документальный производственный контроль, бракераж, замеры t° и выборочные лабораторные исследования).
  133. n  Контроль санитарно-технического состояния пищеблока (включая контроль проведения ремонтных работ)..
  134. n  Контроль сроков годности и условий хранения продуктов  (в т.ч. инструментальные замеры t° и относительной влажности).
  135. n  Контроль технологических процессов (в т.ч. хронометраж технологических процессов, инструментальные замеры t° в тепловом оборудовании, температуры в толще приготавливаемых кулинарных изделий)..
  136. n  Контроль за санитарным содержанием и санитарной обработкой предметов производственного окружения (в т.ч. инструментальные замеры t°; экспересс-методы, такие, как йод-крахмальная проба, определение активного хлора в растворах; исследования смывов с объектов внешней среды)..
  137. n  Контроль за состоянием здоровья, соблюдением правил личной гигиены персонала  (включая исследования смывов), гигиеническими знаниями и навыками персонала.
  138. n  Приемочный производственный контроль (включая бракераж, выборочные лабораторные исследования, определение t° готовой пищи на раздаче, оставление суточной пробы).
  139. n  Контроль за приемом пищи.
  140. n  журнал (запись в журнале)
  141. n  формализованная карта
  142. n  дубликат накладной (входной контроль)
  143. n  протокол (лабораторно-инструментальные исследования)
  144. n  график (например, термограмма)
  145. n  справка
  146. n  акт (при комиссионном контроле)
  147. n  и т. д. – на усмотрение руководителя
  148. Раздел I.. Организационно-методическая работа (работа с кадрами контроля, заключение договоров с лабораториями, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение, лицензирование, научно-практическая работа).
  149. Раздел II (основной). Результаты производственного контроля за отчетный период, в том числе лабораторно-инструментальный контроля – в соответствии с разделами программы производственного контроля
  150. Раздел III. Конструктивная деятельность службы производственного контроля (мероприятия по результатам контроля).
  151. Раздел IV. Дисциплинарные меры воздействия, примененные к работникам за отчетный период.
  152. Раздел V. Состояние здоровья детей и подростков.
  153. Раздел VI. Оценка результативности и эффективности системы производственного контроля.
  154. n  Ориентация на потребителя (субъективные и объективные потребности, включая, например, потребность в безопасности факторов внешней среды для здоровья и потребность в здоровом питании).
  155. n  Основополагающая роль высшего руководства организации, которое обеспечивает единство цели и направления деятельности и от заинтересованности и понимания которого зависит безопасность продукции, товаров, деятельности, работ или услуг.
  156. n  Необходимость вовлечения всех работников организации в систему управления санитарно-эпидемиологической безопасностью (за счет обучения, информирования и т. п.).
  157. n  Процессный подход (управление деятельностью как единым процессом).
  158. n  Системный подход (выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы).
  159. n  Постоянное улучшение (постоянное стремление к развитию системы управления безопасностью и повышению эффективности ее работы).
  160. n  Принятие решений, основанное на фактах.
  161. n  Взаимовыгодные отношения с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками), направленные не обеспечение качества и безопасности продукции, товаров, работ, услуг, осуществляемой деятельности.
  162.  
  163. §   Проведение анализа рисков..
  164. §   Идентификация ККТ.
  165. §   Определение профилактических мероприятий с установлением пределов колебаний технологических параметров для каждой ККТ.
  166. §   Создание системы мониторинга значений технологических параметров в ККТ.
  167. §   Разработка мероприятий по коррекции технологического процесса (внедрение процедур внесения корректировок), если мониторинг указывает на то, что параметры той или иной ККТ не соблюдаются.
  168. §   Внедрение процедуры верификации (утверждения) на соответствие системы НАССР своему назначению.
  169. §   Внедрение системы ведения и хранения документации (процедур ведения учета и документации), относящейся ко всем процессам, методикам и действиям в рамках системы НАССР..

Организация производственного контроля
за соблюдением санитарного законодательства
в образовательных учреждениях

 

 

 

Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства (далее – производственный контроль), независимо от формы собственности и специфики деятельности организации, занимает важнейшее место в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Место производственного контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека наглядно показано в таблице 1. Основным отличием его от других форм контроля является то, что субъектом контроля является сам хозяйствующий субъект, который и осуществляет контроль за соблюдением санитарного законодательства в ходе осуществления тех или иных видов деятельности, работ, услуг, производства и реализации продукции, товаров. Важным отличием производственного контроля является свой специфический вид используемых в данной системе санкций за нарушения санитарного законодательства – привлечение виновных к дисциплинарной ответственности, как к одному из видов ответственности, предусмотренному  Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Таким образом, одна из задач (о других задачах – см. далее) производственного контроля – своевременно привлечь виновных к дисциплинарной ответственности и пресечь нарушение санитарного законодательства, не «дожидаясь» других видов ответственности, применяемых органами исполнительной или судебной власти.

 

Виды контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Таблица 1.

Субъекты контроля

Виды контроля

Основные
виды ответственности

Органы
исполнительной власти

Государственный

Административная,
уголовная

Потребитель,

общественные
организации

Общественный

Гражданская

правовая

Хозяйствующие
субъекты

Производственный

Дисциплинарная

 

Место производственного контроля в системе управления организацией проиллюстрировано на рис. 1. Напомним, что производственный контроль является одной из разновидностью управленческого контроля (управленческий цикл в общей теории менеджмента: «планирование – организация – координация (мотивация) – контроль»).

Важно отметить, что система производственного контроля целиком относится к внутренней сфере деятельности организации, точнее говоря, она, как и система управления качеством и безопасностью продукции (товаров, работ, услуг), является подсистемой общей системы управления (менеджмента) любой организацией. Функции и организационная структура системы производственного контроля и системы управления качеством и безопасностью частично совпадают (см. рис. 1), однако различия тоже существенны, и ни одна из этих систем не является подсистемой другой.

  

 

Остановимся на нормативно-правовой базе производственного контроля. Среди множества нормативных правовых актов и иных документов, регулирующих осуществление производственного контроля, можно условно выделить:

– документы, определяющие необходимость осуществления производственного контроля;

– документы, устанавливающие порядок проведения производственного контроля;

– документы, определяющие предмет контроля.

К первым относятся федеральные законы (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52-ФЗ; Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ) и санитарные правила СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила».

СП 1.1.1058-01, а также соответствующим разделом, который имеется в отдельных санитарных правилах, и отдельными нормативными актами органов власти субъектов Российской Федерации (например, в городе Москве – это известное постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2000 г. № 118 «О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил»), определяется порядок проведения производственного контроля. И, наконец,  многочисленные технические регламенты, санитарно-эпидемиологиче­ские правила, нормы, гигиенические нормативы, ряд положений упомянуты федеральных законов, другие законы (например, Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I и др.), а также законодательство субъектов РФ, определяют собственно предмет производственного контроля.

В современных условиях, при осуществлении многих видов деятельности, важным предметом производственного контроля становятся условия и требования договоров и контрактов с подрядчиками, субподрядчиками, поставщиками и покупателями товаров, услуг. И такие договоры и контракты, как правило, содержат разделы, посвященные требованиям к качеству и безопасности продукции, товаров, услуг, их ассортименту, условиям транспортировки и т.п., то есть те требования, которые, безусловно, перекликаются с требованиями санитарного законодательства и должны контролироваться самим хозяйствующим субъектом именно в порядке производственного контроля.

Приведем пример. Так, при организации образовательным учреждением питания обучающихся по договору с комбинатом школьного питания, производственный контроль за организацией питания по сути сводится к контролю за исполнением комбинатом своих договорных обязательств, а требования санитарного законодательства, в данном случае, оказываются опосредованы условиями договора.

Так, в соответствии с законодательством, к обязанностям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей относится обязанность «осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции» (ФЗ от 12.03.99 № 52-ФЗ, от 02.01.2000 № 29-ФЗ, СП 1.1.1058-01, п. 1.5).

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, то есть именно ее характер и специфика определяют объемы и кратность контроля, а также номенклатуру контролируемых показателей.

Проводимый ТУ Роспотребнадзора по городу Москве в образовательных учреждениях города Москвы и на объектах школьного (дошкольного) питания анализ организации производственного контроля позволил выявить характерные недостатки и определить основные проблемы, стоящие как перед администрацией объектов, так и перед органами Роспотребнадзора, в функции которых входит оказание методической помощи объектам в вопросах осуществления производственного контроля.

Наиболее типичные для разных видов объектов недостатки и проблемы в организации производственного контроля следующие:

1.      Недостаточна квалификация управленческих кадров (линейных руководителей любого уровня) – как в вопросах санитарно-эпидемиологической безопасности, гигиены, санитарии, так  и  в вопросах осуществления производственного контроля.

2.      Отсутствуют квалифицированные кадры контроля (специалисты, ответственные за его организацию, в соответствии с их функциональными обязанностями)..

3.      Четко не определены обязанности и ответственность – как в организационной структуре хозяйствующего субъекта, так и в системе производственного контроля.

4.      Контроль осуществляется формально, эмпирически, бессистемно, без научной и методической основы..

5.      Отмечается недостаток технических средств контроля и недостаточное использование лабораторных и инструментальных методов контроля.

6.      Имеет место фальсификация результатов производственного контроля.

7.      Несовершенна используемая на объектах техническая документация на продукцию, производство, оказание услуг (под технической документаций понимаются технические условия, стандарты предприятий, технологические инструкции, карты, а в более широком смысле – документация, регламентирующая программы, методики и режимы обучения и воспитания, рационы питания и т.п.)..

8.      Несовершенны программы производственного контроля и другая внутренняя документация.

9.      Несовершенны формы и методы учета и отчетности в системе производственного контроля.

10.  Администрация объектов, менеджеры всех уровней, в т.ч. высшее руководство, недооценивают роль производственного контроля.

11.  Определенную негативную роль играет ряд психологических факторов и стереотипов.

Поясним некоторые положения. Особо хотелось бы остановиться на проблеме фальсификации результатов производственного контроля. Она, по-видимому, проистекает из-за недостаточного понимания (как работниками и администрацией объектов, так и специалистами органов надзора и контроля) того факта, что цели производственного контроля – это исключительно внутренние цели организации, и любые санкции за неудовлетворительные результаты производственного контроля со стороны органов надзора и контроля исключаются. Фальсификация проявляется в неполном или недостоверном документировании результатов контроля, а также в нарушениях методов контроля и направлении на исследование заведомо соответствующих требованиям нормативных документов материалов.

Под негативной ролью психологических факторов и стереотипов понимается, во-первых, восприятие системы производственного контроля как некоего придатка государственных органов контроля и надзора, а во-вторых – традиционно негативное восприятие любых органов контроля, характерное для нашей страны, что, безусловно, дискредитирует производственный контроль в глазах администрации и работников организаций.

Анализ недостатков позволяет определить основные направления совершенствования организации производственного контроля. В первую очередь это:

1.      Использование системного подхода и научных принципов теории контроля

2.      Использование международного и отечественного опыта создания и развития систем управления качеством и безопасностью

3.      Совершенствование документации в системе производственного контроля, совершенствование учета и отчетности..

4.      Действенная оценка результативности и эффективности производственного контроля.

5.      Обучение и профессиональная подготовка специалистов в системе производственного контроля.

6.      Мотивирование администрации объектов к организации действенного производственного контроля.

И если реализация первых трех направлений является безусловной прерогативой администрации хозяйствующих субъектов, то два последних, и отчасти, четвертое относятся к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее органов и учреждений.

Научные основы производственного контроля составляет теория производственного контроля, которая изучает закономерности производственного контроля как целостного, комплексного компонента деятельности организации, и включает в себя систематизированные знания:

−     об общих методах контроля, как составной части менеджмента (так называемые управленческие основы производственного контроля);

−     о требованиях законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (юридические основы производственного контроля);

−     о факторах среды обитания, влияющих на здоровье человека, и методах управления ими (санитарно-гигиенические основы производственного контроля);

−     о человеке, как о субъекте и объекте контроля (социобиопсихологические основы производственного контроля).

Основанная на системном подходе, теория производственного контроля изучает закономерности организации, функционирования и развития (как непременного условия существования) системы производственного контроля, организацию ее структуры

 

В соответствии с СП 1.1.1058-01 и другими нормативными документами, объектами
производственного контроля являются:

−     персонал (в том числе его состояние здоровья), рабочие места работников организации;

−     помещения, здания, сооружения, территория (участок) объекта, санитарно-защитные зоны, санитарно-технические системы объекта, транспорт;

−     оборудование, оснащение, инвентарь;

−     микроклимат, освещенность в помещениях;

−     любые технологические процессы;

−     рацион питания;

−     сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, питьевая вода, отходы производства и потребления;

−     санитарно-противоэпидемические, профилактические мероприятия (в том числе мероприятия по санитарной охране среды обитания, санитарная обработка, дезинфекция, мероприятия по борьбе с грызунами и насекомыми, мероприятия по соблюдению личной гигиены и др.);

−     другие, предусмотренные действующими санитарными правилами (техническими регламентами).

Таким образом, объектом производственного контроля является любой работник, предмет, процесс или явление, применительно к которому существуют требования санитарного законодательства и других документов, определяющих предмет контроля.

Применительно к специфике образовательной деятельности, значимыми объектами производственного контроля являются:

−     оборудование, включая средства обучения, учебники и учебные пособия, учебную мебель, персональные компьютеры и др. технические средства обучения и т.п.;

−     санитарно-технические системы школы, микроклимат, освещенность в учебных помещениях;

−     учебный процесс, технологии, методики, программы обучения, режим образовательной деятельности, расписание занятий, режим дня обучающихся (воспитанников), расписание звонков;

−     рацион питания, условия и организация питания обучающихся (воспитанников);

−     проведение ремонтных и строительных работ, используемые строительные и отделочные материалы;

−     питьевой режим детей и подростков, питьевая вода (водопроводная и вода, используемая для организации питьевого режима);

Производственный контроль осуществляется по количественным, качественным, структурным, пространственным и временным характеристикам состояния и поведения объектов контроля. Иными словами, объект контроля или составляющие его элементы должны отвечать установленным требованиям по количественным, качественным показателям и структуре, находиться «в нужном месте в нужное время».

В качестве примеров количественных показателей можно привести максимально допустимую учебную нагрузку, показатели безопасности пищевых продуктов,  показатели освещенности и многие другие. Оценка качественных показателей более субъективна и используется при отсутствии четких количественных критериев, например, при оценке соответствия документов установленным требованиям, контроле соблюдения правил личной гигиены, визуальном контроле санитарного содержания и другими параметрами объекта контроля. Оценка структурных показателей широко используется, например, при анализе рационов питания или расписания занятий. Примерами пространственных показателей, которые обычно оцениваются совместно, являются, например, правила поточности производственных процессов, товарного соседства  и т.п., а примером временных показателей – показатели, характеризующие расписание звонков или продолжительность дезинфекционной обработки.

Основным субъектом производственного контроля является само юридические лицо (индивидуальный предприниматель) в лице его администрации, которая делегируют отдельным работникам организации отдельные функции по осуществлению производственного контроля. Таким образом, субъектами производственного контроля в более широком смысле могут являться:

1.      Руководители всех уровней (осуществляют так называемый линейный контроль).

2.      Ответственные лица и специалисты (осуществляют так называемый функциональный контроль).

3.      Должностные лица и работники на своих участках работы (операционный контроль, самоконтроль).

4.      Специальные органы контроля (отдел, производственная лаборатория и т.п., которые создаются на крупных объектах при достаточном штате и развитой организационной структуре, а также различного рода коллегиальные органы контроля, создаваемые даже в небольших организациях)..

5.      Сторонние лица и организации (осуществляющие аудит по договору подряда).

Наиболее типичная организационная структура системы производственного контроля в образовательном учреждении обычно включает:

−     руководителя учреждения, осуществляющего общее руководство осуществлением производственного контроля;

−     заместителя по вопросам производственного контроля (это может быть тот кто-либо из существующих заместителей, отвечающих за другие вопросы, а может быть специально назначенное должностное лицо), который отвечает за организацию системы производственного контроля, и на которого возложены конкретные функции по осуществлению производственного контроля;

−     заместителя по хозяйственной части, который осуществляет производственный контроль по своим направлениям работы (при закупках оборудования, организации ремонтных работ и т.п.);

−     заместителя по учебной работе, который осуществляет производственный контроль по своим направлениям работы (за формированием расписания занятий и т.п.);

−     специалиста, ответственного за организацию питания (в городе Москве  – это, обычно, заместитель директора по социальной работе), осуществляющего производственный контроль за рационом, условиями и организацией питания;

−     медицинского работника школы, который осуществляет, в рамках своих функциональных обязанностей, так называемый медицинский контроль;

−     педагогов, которые систематически контролируют, например, параметры микроклимата в учебных помещениях, соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся и др.);

−     других должностных лиц и специалистов на усмотрение руководителя.

Широко распространена практика создания коллегиальных или комиссионных органов контроля, что позволяет сделать контроль более квалифицированным и объективным. Примером может быть создаваемые даже в небольших организациях (в том числе в образовательных учреждениях) санитарные или бракеражные комиссии, а также оперативно формируемые комиссионные органы для решения отдельных важных вопросов.

Подчеркнем, что организационно-штатная структура системы производственного контроля объекта является вопросом исключительной компетенции его руководителя и никакими нормативными правовыми актами, как правило, не регламентируется (отдельными документами, например, постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2000 г. № 118 «О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил», может быть установлена необходимость наличия в штате объекта специалистов, имеющих соответствующую квалификацию и свидетельство об аттестации в области осуществления производственного контроля).

Предметом производственного контроля, как уже было сказано выше, является соблюдение законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в т.ч. санитарно-эпидемиологических правил, норм, гигиенических нормативов, технических регламентов и др), выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также соблюдение условий договоров и контрактов в части требований к безопасности продукции, услуг.

Важным предметом производственного контроля является выполнение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий. В этой связи перечислим возможные основания для их проведения:

n  непосредственные требования санитарных правил и других нормативных документов;

n  предписания должностных лиц контрольных (надзорных) органов;

n  распорядительные документы и программы мероприятий федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

n  распоряжения, приказы руководителя организации, менеджера, должностные инструкции, программы производственного контроля и другие внутренние документы организации;

n  мероприятия, предложенные собственно по результатам производственного контроля;

n  план санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, который содержит смету расходов и объединяет в себе все мероприятия долгосрочного характера.

 

 

Механизм производственного контроля   включает себя цели и задачи контроля, принципы контроля, методы и технологию контроля.

Цель производственного контроля может быть рассмотрена в двух аспектах. С позиций органов государственной власти и управления, его целью является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля (так, как это, например, записано в СП 1.1.1058-01, п. 2.2). Между тем, с позиции юридического лица или индивидуального предпринимателя цель производственного контроля должна совпадать с целью управления организацией в целом, то есть с основной целью деятельности организации, ее миссией.

В соответствии с этой главной целью, при организации системы производственного контроля необходимо определить  задачи производственного контроля. Они несколько различны в зависимости от основного вида деятельности и от организационно-правовой формы организации (формы собственности).

Так, для коммерческой организации характерны следующие задачи, которые должна решать организация эффективного производственного контроля, обеспечивая качество и безопасность продукции, товаров, работ и услуг:

−     максимизация прибыли предприятия, предотвращение убытков из-за ущерба здоровью и жизни потребителей товаров, услуг;

−     долговременное присутствие в занимаемом сегменте рынка, его увеличение;

−     обеспечение устойчивого спроса на продукцию (услуги) со стороны контрагентов;

−     формирование репутации социально-ответственного предприятия;

Для любого хозяйствующего субъекта, независимо от видов осуществляемой деятельности, свойственны такие задачи производственного контроля, как:

−     предотвращение санитарных правонарушений, административных санкций и других видов ответственности за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

−     обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности деятельности, работ, услуг, продукции, товаров, производственной среды;

−     предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний среди обслуживаемых контингентов населения, потребителей;

−     и другие, в зависимости от специфики деятельности организации.

Так, для образовательного учреждения одной из приоритетных задач является обеспечение оптимальных условий для учебно-воспитательного процесса с позиций сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

В связи с перечисленными задачами, остановимся на отдельных важных функциях системы производственного контроля.. Так, к сфере деятельности службы производственного контроля любой организации относятся:

−     ведение учета и отчетности по результатам производственного контроля;

−     привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности;

−     разработка и реализация мер, направленных на устранение выявленных нарушений;

−     информирование администрации, собственника, компетентных органов, населения об аварийных ситуациях и нарушениях создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Основные принципы эффективного производственного контроля, с позиций научной его организации, следующие:

                     1.       Принцип системности, охарактеризованный выше, и близкий к нему принцип встроенности контроля в процессы управления, которые отражают подходы к организации производственного контроля как к единой системе, являющейся подсистемой системы управления любой организацией.

                     2.       Принцип комплексности, согласно которому наиболее эффективным является комплексное использование различных методов и форм контроля, а также параллельный контроль разными контролирующими субъектами (разумеется, без необоснованного дублирования) в отношении одного и того же объекта контроля.

                     3.       Принцип объективности, согласно которому результаты контроля должны максимально соответствовать параметрам объекта контроля и минимально зависеть от отношения контролирующего лица. Это обеспечивается, в первую очередь, используемыми методами и формами контроля, которые в ходе контроля не должны, по возможности, воздействовать на объект контроля, изменяя его контролируемые параметры.

                     4.       Принцип независимости, близкий к предыдущему принципу, в соответствии с которым, не должно быть служебной, личной или иной зависимости контролирующего специалиста, от подконтрольного лица.

                     5.       Принцип нейтральности, означающий, что производственный контроль должен проводиться в спокойной обстановке, без эмоционального или какого-либо еще давления на подконтрольных лиц.

                     6.       Принцип гласности, подразумевающий, что подконтрольные лица знают о том, что за ними в принципе осуществляется контроль[1].

                     7.       Принцип экономичности, означающий экономическую эффективность мер и средств контроля, то есть соразмерность затрат на осуществление контроля полученному экономическому результату или социально-экономическому эффекту.

                     8.       Принцип непрерывности, согласно которому значимые параметры объектов контроля контролируются, по возможности, непрерывно, в режиме мониторинга, или с периодичностью, обеспечивающей необходимую репрезентативность и достоверность результатов контроля.

                     9.       Принцип систематичности, близкий к предыдущему, означает, что кратность мероприятий по контролю должна быть обоснована с позиций эффективного контроля.

                   10.     Принцип действенности, подразумевающий обязательную разработку и реализацию необходимых санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий на основе результатов контроля.

                   11.     Принцип оперативности, который подразумевает максимально раннее выявление службой производственного контроля любых нарушений санитарного законодательства и критических отклонений параметров объектов контроля, а также, по возможности, оперативное принятие управленческих решений на основе результатов контроля.

                   12.     Принцип своевременности, близкий к предыдущему и предполагающий в первую очередь соблюдение сроков и периодичности контроля, установленных программой производственного контроля.

                   13.     Принцип плановости контроля, отражающий его плановый характер и находящий свое воплощение в программе производственного контроля – основном документе, определяющем порядок и периодичность его проведения.

                   14.     Принцип внезапности, то есть внезапное, неожиданное для подконтрольных лиц проведение мероприятий по контролю – не исключает предыдущий принцип плановости, т.к. программа производственного контроля устанавливает только периодичность контроля, привязанную к определенным календарным периодам, а не конкретные сроки проведения мероприятий по контролю, которые оперативно, в рабочем порядке, устанавливает для себя  служба производственного контроля с учетом той или иной конъюнктуры (в планах и графиках контрольных мероприятий на тот или иной календарный период).

                   15.     Принцип критических контрольных точек (ККТ), подразумевающий определение на основе оценки риска в отношении санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности продукции ККТ, то есть точек, неудовлетворительные результаты контроля в которых однозначно характеризуют высокую степень упомянутого риска.

                   16.     Принцип функциональности, требующий четкого распределения функций в системе производственного контроля и однозначного определения ответственности за конкретный процесс и результат.

                   17.     Принцип учета поведения людей в контрольных ситуациях, который требует учитывать тот факт, что сам по себе контроль неизбежно влечет изменения поведения подконтрольных лиц (причем изменение возможно как в сторону более пунктуального, чем обычно, выполнения обязательных требований, так и наоборот, к невыполнению в ситуации контроля тех требований, которые персонал обычно выполняет).

                   18.     Принцип ориентированности контроля на будущее, а не на прошлое – контроль должен осуществляться в соответствии с поставленными задачами и преследует, в первую очередь, цели профилактики нарушений в будущем, а не принятие мер по факту свершившихся нарушений как самоцель..

                   19.     Процессный подход и близкий к нему принцип концептуальности контроля, означающие необходимость контроля всего процесса, а не отдельных его частей.

                   20.     Принцип централизации, согласно которому на объектах с развитой инфраструктурой[2] система производственного контроля организуется, по возможности, централизованной, что позволяет сосредоточить в подразделении, осуществляющем производственный контроль, максимальный научно-методический, лабораторный и технологический потенциал, добиться максимальной эффективности и независимости производственного контроля.

Остановимся подробнее на методах и формах производственного контроля. В этой связи необходимо отметить, что производственный контроль – это не только и не столько лабораторный контроль. Нередко имеет место упрощенное понимание производственного контроля, которое находит отражение в программах производственного контроля, когда его пытаются свести именно к проведению лабораторных исследований, осуществляемых по договору сторонней лабораторией (в таких программах по сути дублируется содержание договора с лабораторией), а другие методы контроля осуществляются бессистемно и эмпирически и никак не отражаются во внутренней документации организации.

На самом деле производственный контроль включает:

                     1.       Визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками).

                     2.       Осуществление (организацию) лабораторных исследований, испытаний, измерений – лабораторный и инструментальный контроль..

                     3.       Контроль наличия документов, предусмотренных законодательством – документальный контроль.

                     4.       Контроль знаний, навыков, умений работников – аттестацию персонала[3].

Отметим, что в программах производственного контроля всегда следует указывать, с помощью каких методов осуществляется контроль в отношении каждого объекта контроля, а по возможности, и давать (в самой программе или в приложении к ней) детальное описание метода в каждом конкретном случае (или приводить ссылки на официально утвержденные методы контроля, если таковые существуют). Кроме того, подчеркнем, что упомянутый выше принцип комплексности как раз и предусматривает использование всех доступных методов производственного контроля в комплексе.

Процесс производственного контроля, таким образом, носит циклический характер и складывается из следующих этапов: формирование программ производственного контроля (1), количественная интерпретация, иными словами, выполнение, программ производственного контроля (2), оценка исполнения программ производственного контроля (3), оценка результативности и эффективности производственного контроля (4).

Остановимся на необходимости использования тех или иных форм документации в системе производственного контроля. В соответствии с международным опытом создания систем управления качеством и безопасностью продукции, услуг, документация:

−     дает возможность передать смысл и последовательность действий;

−     способствует достижению требований нормативных и технических документов;

−     обеспечивает подготовку кадров;

−     способствует повторяемости и прослеживаемости;

−     обеспечивает объективные свидетельства;

−     способствует оцениванию эффективности и результативности системы производственного контроля.

Основные виды документации в системе производственного контроля следующие:

  1. Документация, регламентирующая структуру и функции системы производственного контроля и ее элементов, а также порядок его осуществления (это, в первую очередь программа производственного контроля, а также различные внутренние документы – приказы, положения, должностные инструкции и т.п.).
  2. Документы, регламентирующие методику контроля (программа производственного контроля; внутренние документы, описывающие методы контроля; ГОСТы и методические указания на методы контроля; другие метрологически аттестованные методики; эксплуатационная документация на технические средства контроля и другие документы).
  1. Документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий и достигнутых результатов[4].
  1. Документы, содержащие собственно результаты контроля, то есть учетная документация (см. далее).
  2. Отчетная документация, предназначенная для руководителя и стороннего пользователя (см. далее).

Как правило, форма большинства указанных документов разрабатывается и утверждается самим хозяйствующим субъектом. В нормативных документах обычно устанавливаются лишь требования к содержанию (не к форме) некоторых из перечисленных документов, например, программы производственного контроля, а также требования к методам лабораторно-инструментального контроля.

При разработке программы производственного контроля, в соответствии с упомянутым системным подходом, в целях удобства ее использования, необходима развитая структура этого документа. Структурирование программы проводится в соответствии с охарактеризованной выше системой производственного контроля и требует ответа на следующие  шесть вопросов:

•             Что контролируется? (объект и контролируемые его параметры, показатели контроля)..

•             Где контролируется? (точки контроля)..

•             Когда контролируется? (периодичность контроля)..

•             Как контролируется? (методика контроля)..

•             Кем контролируется? (субъект контроля)..

•             Как учитываются и регистрируются результаты контроля? (учетно-отчетные формы)..

Наиболее часто на практике используется табличное представление
программы производственного контроля, в соответствии с которым ответу на каждый вопрос отведена одна или несколько граф таблицы (см. таблицу 2), хотя другие виды представления данных (например, в виде картотеки, графических схем) также не исключаются..

Табличная форма программы производственного контроля

Таблица 2

Объекты контроля и их контролируемые
параметры
(показатели)

Точки контроля
(в т.ч. ККТ)

Периодичность контроля

Методика (технология) контроля

Ответственные лица (органы контроля)

Формы
учетно-отчетной
документации

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

Информация, заносимая в графы таблицы, может носить отсылочный характер, то есть содержать ссылки на другие документы – на внутренние документы данной организации, на используемую техническую документацию или официальные нормативные и методические документы, действующие на федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, в соответствии с принципами комплексности и системности, программа эффективного производственного контроля имеет не одномерную, а развитую, многомерную, ветвящуюся структуру (см. рис. 4), так называемую реляционную структуру, в которой одному объекту контроля соответствует несколько показателей, каждый из которых может определяться в разных точках контроля. При этом предусматривается использование различных методов контроля, а сам контроль осуществляется не одним лицом, а, параллельно – руководителями, специалистами, специально сформированными контролирующими органами, сторонними организациями (лабораториями) – соответственно, с различной периодичностью.

 

«Вертикальная» структура программы производственного контроля, из соображений удобства, также требует выделения определенных разделов, в соответствии с группировкой по тому или иному признаку объектов контроля. Наиболее удобно структурировать ее, привязываясь к разделам санитарных правил и других документов, требования которых составляют предмет производственного контроля.

Приведем пример структурирования программы производственного контроля применительно к образовательному учреждению:

I.              Пояснительная записка[5].

II.           Производственный контроль за благоустройством и санитарно-техническим состоянием территории, помещений, оборудования, проведением строительства, реконструкции, технического переоснащения и ремонтных работ.

III.        Производственный контроль за организацией учебного процесса, режимами, процессами, методиками обучения и воспитания.

IV.        Производственный контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, санитарным содержанием территории, помещений и оборудования.

V.           Производственный контроль за организацией питания и производством кулинарной продукции (входной, технологический, приемочный).

VI.        Производственный контроль за состоянием производственной и окружающей среды

VII.     Производственный контроль за соблюдением личной гигиены и обучением персонала

VIII.  Приложения.

 

В соответствии с СП 1.1.1058-01 программа производственного контроля должна содержать следующие перечни, которые рекомендуется оформлять в виде приложений к ней:

  1. Перечень официально изданных санитарных правил (технических регламентов), методов и методик контроля в соответствии с осуществляемой деятельностью[6]..
  2. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль[7].
  3. Перечень работников, подлежащих медосмотрам, профессиональной гигиенической подготовке.
  4. Перечень (номенклатура) осуществляемых работ, услуг, выпускаемой продукции (ассортимент) и др. видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека..
  5. Перечень мероприятий по обоснованию безопасности для человека и окружающей среды продукции, работ, услуг и т. д.;
  6. Перечень форм учета и отчетности (и сами формы[8]).
  7. Перечень возможных аварийных ситуаций.

Номенклатура, объем и периодичность различных форм контроля (в т. ч. лабораторно-инструментального) определяется при организации (проектировании) системы производственного контроля в каждом конкретном случае, индивидуально, с учетом:

−     уровня санитарно-технического благополучия объекта,

−     специфики и объемов осуществляемых видов деятельности, работ, услуг (в т.ч.. специфики методик и режимов обучения и видов реализуемых образовательных программ), количества учащихся (воспитанников), объема и ассортимента выпускаемой продукции и т.п.;

−     квалификации, общего культурного уровня, мотивированности и добросовестности персонала;

−     результатов санитарно-эпидемиологических обследований, исследований, испытаний, гигиенических и иных видов оценок, выполняемых в порядке надзора.

В качестве примера приведем рекомендуемую номенклатуру лабораторных и инструментальных исследований в образовательном учреждении:

  1. Измерения температуры воздуха и относительной влажности в учебных помещениях, рекреациях, спортзале, медкабинете.
  2. Измерения температуры поверхности отопительных приборов или температуры воздуха в системе воздушного отопления (там же).
  3. Определение содержания фенола и формальдегида в воздухе учебных помещений, рекреаций в новых зданиях, после капитального ремонта, при замене полов или мебели.
  4. Измерение уровня искусственной освещенности на рабочей поверхности в учебных помещениях.
  5. Физико-химические и микробиологические исследования проб воды из водопроводной системы (из разводящей сети – в медкабинете, на пищеблоке и, выборочно, в одном из классов начальной школы).
  6. Измерения учебной мебели, показателей ее правильной расстановки, размеров помещений.
  7. Измерения уровней электромагнитных полей, акустического шума, визуальные показатели видеодисплейных терминалов в компьютерных классах.
  8. Оценка отдельных показателей шрифтового оформления учебников (при закупке)..
  9. Исследования сырья, готовой кулинарной продукции и смывов с предметов производственного окружения на пищеблоке.

Лабораторно-инструментальный контроль (исследования, испытания, измерения) осуществляется школой самостоятельно (при наличии соответствующих технических средств контроля), либо с привлечением на договорной основе лаборатории, аккредитованной в установленном порядке. Важно отметить, что далеко не все перечисленные исследования и замеры должны проводиться аккредитованными лабораториями. Напротив, большинство из них могут и должны проводиться самим образовательным учреждением.

Применительно к образовательному учреждению возможны следующие формы организации лабораторного и инструментального контроля:

n  инструментальные замеры, проводимые ответственным специалистом  образовательного учреждения по ПК;

n  контроль педагогами параметров микроклимата и некоторых других показателей;

n  проведение лабораторно-инструментального контроля учащимися в рамках самостоятельной (лабораторной) работы при изучении естественнонаучных дисциплин;

n  проведение исследований, испытаний по договорам с ФГУЗ «ЦГиЭ» и другими организациями.

Таким образом, например, замеры температуры и относительной влажности воздуха в помещениях школы, могут проводиться с помощью психрометра, который имеется в любом образовательном учреждении[9]. Измерения школьной мебели с целью определения ее росту учащихся также можно проводить самостоятельно. Указанные измерения могут проводиться самими обучающимися. Единственным условием является метрологическое обеспечение таких измерений (в частности, средства измерений должны периодически проходить метрологическую поверку). Не сложно провести и замеры освещенности на рабочих поверхностях (здесь, правда, необходимо обучение специалиста правильной методике измерения). А вот такие измерения, как замеры уровня электромагнитных излучений, уровня шума, вибрации и других факторов внешней среды, которые требуют наличия дорогостоящего измерительного оборудования, обычно проводятся на договорной основе аккредитованными испытательными лабораториями (лабораторными центрами).

Отметим, что при заключении договора со сторонней организацией, в договоре или приложении к нему следует, в соответствии с программой производственного контроля, обязательно привести номенклатуру и количество проводимых лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерений, их методы (методики), а также календарный план. В договоре следует указать, какая сторона будет отбирать пробы (образцы) для исследований и испытаний, а также кто будет готовить заключение по результатам исследований.

 

Кратко перечислим основные элементы производственного контроля за организацией питания в образовательном учреждении:

n  Контроль за формированием рациона питания (включая контроль за ассортиментом, расчетным методом, с использованием АИС).

n  Входной производственный контроль (включая документальный производственный контроль, бракераж, замеры t° и выборочные лабораторные исследования).

n  Контроль санитарно-технического состояния пищеблока (включая контроль проведения ремонтных работ)..

n  Контроль сроков годности и условий хранения продуктов  (в т.ч. инструментальные замеры t° и относительной влажности).

n  Контроль технологических процессов (в т.ч. хронометраж технологических процессов, инструментальные замеры t° в тепловом оборудовании, температуры в толще приготавливаемых кулинарных изделий)..

n  Контроль за санитарным содержанием и санитарной обработкой предметов производственного окружения (в т.ч. инструментальные замеры t°; экспересс-методы, такие, как йод-крахмальная проба, определение активного хлора в растворах; исследования смывов с объектов внешней среды)..

n  Контроль за состоянием здоровья, соблюдением правил личной гигиены персонала  (включая исследования смывов), гигиеническими знаниями и навыками персонала.

n  Приемочный производственный контроль (включая бракераж, выборочные лабораторные исследования, определение t° готовой пищи на раздаче, оставление суточной пробы).

n  Контроль за приемом пищи.

 

Важным направлением совершенствования производственного контроля является повышение его объективности. Одним из средств повышения объективности контроля является внедрение системы учетной документации, обеспечивающей достоверную и объективную регистрацию результатов контроля.

Учетная документация ведется лицами, которые, в соответствии с программой производственного контроля, отвечают за его проведение по каждому конкретному объекту (показателю) производственного контроля. Формы документов для регистрации и учета результатов контроля следует перечислить и привести в программе производственного контроля объекта.

Некоторые формы учетной документации по результатам производственного контроля установлены государственными стандартами, санитарными правилами, другими нормативными документами (техническими регламентами), а также методическими рекомендациями и методическими указаниями, издаваемыми органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Но в большинстве случаев выбор формы документа диктуется только соображениями удобства и подчиняется внутренним целям организации и предпочтениям ее администрации.

Наиболее распространены следующие формы учета и регистрации результатов производственного контроля:

n  журнал (запись в журнале)

n  формализованная карта

n  дубликат накладной (входной контроль)

n  протокол (лабораторно-инструментальные исследования)

n  график (например, термограмма)

n  справка

n  акт (при комиссионном контроле)

n  и т. д. – на усмотрение руководителя

Формы документов различаются в зависимости от методов контроля. Так, для регистрации результатов лабораторно-инструментального контроля, проводимого самой организацией[10], обычно ведутся соответствующие журналы. Лабораторные исследования, проводимые независимой лабораторией, оформляются в виде протокола установленной формы.

Результаты визуального производственного контроля также нередко оформляются в соответствующих журналах. Приведем пример формы такого журнала (см. таблицу 3).

 

Примерная форма журнала визуального контроля..

Таблица 3.

Дата

Подразделение,

цех,

участок,

объект

контроля

Сведения о
санитарно-техническом состоянии
и санитарном содержании, характер выявленных нарушений

(с указанием пунктов нормативных документов)

Общая оценка в баллах

Необходимые

мероприятия

Отметка о выполнении

санитарно-

технического

состояния

санитарного содержания

1

2

3

4

5

6

7

 

Для регистрации и учета результатов визуального производственного контроля (в качестве альтернативы журналам) рекомендуется также пользоваться специально разработанными формализованными бланками (картами), содержащими алгоритм процедуры контроля. Лицу, проводящему визуальный контроль остается лишь проставить условные отметки в соответствующих полях бланка или дополнить текст бланка собственно результатами контроля.

Для объективизации оценки результатов визуального производственного контроля и их последующего анализа рекомендуется использовать оценочные коэффициенты (балльные шкалы), разрабатываемые отдельно для каждого объекта, с учетом специфики и объемов его деятельности, особенностей технологических процессов, штатов, а также планировки, оборудования, оснащения и т.п.

Оценка производится отдельно по различным параметрам, характеризующим санитарно-эпидемиологическое состояние объекта. Рекомендуется приводить оценочные шкалы в программе производственного контроля в качестве критериев оценки результата контроля. Для формализованной регистрации результатов производственного контроля с использованием оценочных шкал можно использовать специальные бланки (карты формализованного контроля).

Документальный производственный контроль осуществляется путем оценки наличия необходимых документов, предусмотренных законодательством либо договорами (контрактами) их подлинности, правильности оформления, соответствия документов продукции, товарам, услугам, на которые они оформлены. Как правило, реквизиты проверяемых документов заносятся в дубликаты накладных, соответствующие ведомости, журналы, карточки складского учета или иные базы данных.

Необходимо отметить, что результаты производственного контроля следует документировать по форме, наиболее отвечающей его целям..

Приведем примерный перечень рекомендуемых учетных и отчетных форм для образовательного учреждения:

1). Журнал визуального контроля, в котором регистрируются результаты визуального контроля, приводится оценка их соответствия требованиям нормативных документов, записываются предлагаемые мероприятия.

2). Журнал контроля наличия обязательных документов, в который вносятся реквизиты санитарно-эпидемиологических заключений и сертификатов (деклараций) соответствия на приобретаемые строительные и отделочные материалы, учебную мебель, оборудование и учебные пособия, другие товары и услуги.

3). Журнал линейных измерений объектов внутришкольной среды, в котором регистрируются результаты измерений учебной мебели, расстояний между предметами мебели, оборудованием, рассчитываются регламентируемые площади помещений и т.п., а также констатируется соответствие (несоответствие) результатов измерений требованиям нормативных документов и записываются  предложения по устранению выявленных нарушений.

4). Журнал контроля параметров микроклимата, в котором регистрируются результаты измерения температуры, относительной влажности воздуха, температуры отопительных приборов, а также констатируется соответствие (несоответствие) результатов измерений требованиям нормативных документов и записываются  предложения по устранению выявленных нарушений.

5). Журнал регистрации результатов лабораторно-инструментального контроля, проводимого сторонними организациями, в котором регистрируются все результаты лабораторных и инструментальных исследований, испытаний, измерений, проводимых аккредитованными лабораториями,  а также констатируется соответствие (несоответствие) их результатов требованиям нормативных документов и записываются  предложения по устранению выявленных нарушений.

6). Журнал регистрации аварийных ситуаций, в котором регистрируются все ситуации, представляющие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и все проведенные мероприятия по их устранению (устранению их последствий).

7). Отчет (за учебную четверть, учебный год) по результатам производственного контроля, в котором проводится анализ результатов всех форм производственного контроля за отчетный период, и приводятся предложения по устранению выявленных нарушений, недостатков и улучшению санитарно-эпидемиологического состояния объекта.

 

Обязательным условием производственного контроля является отчетность по результатам производственного контроля. Отчетная документация готовится на основе учетных документов.

Основными формами отчетной документации по результатам производственного контроля является отчет за тот или иной календарный (отчетный) период. Обычно отчетными периодами являются месяц и год, часто – квартал (для образовательных учреждений – полугодие и учебная четверть). В качестве отчетной документации можно рассматривать также отчет по результатам комплексной внутренней проверки объекта..

Отчеты могут составляться по всему объекту и/или отдельно по каждому структурному подразделению. Для внутренних и внешних пользователей предусматривается различная по форме и содержанию отчетная документация. Основным пользователем отчетности является высший руководитель. Также отчетность может предназначаться для линейных руководителей любого уровня.

Общий отчет по результатам производственного контроля (по организации в целом) готовится службой производственного контроля, и представляется руководителю организации для ознакомления и утверждения.

По результатам анализа отчета за тот или иной календарный период разрабатывается комплексный план санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий (план по обеспечению качества и безопасности продукции, услуг) на предстоящий период.

По итогам года, а также в случае, если при проведении производственного контроля были выявлены серьезные нарушения, на предприятии целесообразно проводить заседание санитарной комиссии с участием администрации, руководителей структурных подразделений, лиц, осуществляющих производственный контроль, медицинских работников. Данная комиссия знакомится с отчетом по результатам производственного контроля и утверждает план необходимых мероприятий по обеспечению безопасности для предприятия в целом.

Структура и информационная «насыщенность» отчета зависят исключительно от пожеланий руководителя, которому он предназначается.

Можно привести лишь рекомендуемую структуру отчета по результатам
производственного контроля (для образовательного учреждения):

Раздел I.. Организационно-методическая работа (работа с кадрами контроля, заключение договоров с лабораториями, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение, лицензирование, научно-практическая работа).

Раздел II (основной). Результаты производственного контроля за отчетный период, в том числе лабораторно-инструментальный контроля – в соответствии с разделами программы производственного контроля

Раздел III. Конструктивная деятельность службы производственного контроля (мероприятия по результатам контроля).

Раздел IV. Дисциплинарные меры воздействия, примененные к работникам за отчетный период.

Раздел V. Состояние здоровья детей и подростков.

Раздел VI. Оценка результативности и эффективности системы производственного контроля.

 

Ранее было отмечено, что в целях совершенствования организации производственного контроля оправданно использование международного и отечественного опыта создания и развития систем управления качеством и безопасностью. Так, в соответствии с принципами, заложенными в международную систему стандартов серии ISO9000, можно сформулировать общие принципы управления санитарно-эпидемиологической безопасностью (продукции, товаров, деятельности, работ, услуг), одним из ключевых элементов которого является производственный контроль:

n  Ориентация на потребителя (субъективные и объективные потребности, включая, например, потребность в безопасности факторов внешней среды для здоровья и потребность в здоровом питании).

n  Основополагающая роль высшего руководства организации, которое обеспечивает единство цели и направления деятельности и от заинтересованности и понимания которого зависит безопасность продукции, товаров, деятельности, работ или услуг.

n  Необходимость вовлечения всех работников организации в систему управления санитарно-эпидемиологической безопасностью (за счет обучения, информирования и т. п.).

n  Процессный подход (управление деятельностью как единым процессом).

n  Системный подход (выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы).

n  Постоянное улучшение (постоянное стремление к развитию системы управления безопасностью и повышению эффективности ее работы).

n  Принятие решений, основанное на фактах.

n  Взаимовыгодные отношения с контрагентами (поставщиками, подрядчиками, покупателями, заказчиками), направленные не обеспечение качества и безопасности продукции, товаров, работ, услуг, осуществляемой деятельности.

 

Другим направлением повышения эффективности производственного контроля является использование концепции риска при проведении производственного контроля и управлении санитарно-эпидемиологической безопасностью продукции, товаров, работ, услуг, осуществляемой деятельности.

Напомним, что, в соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, концепция риска является ключевой в определении безопасности, в том числе и санитарно-эпидемиологической.

Риск в теории производственного контроля можно определить как вероятность проявления неблагоприятных эффектов в отношении качества и безопасности продукции, товаров, работ, услуг, осуществляемой деятельности, а также в отношении жизни и здоровья потребителей и контингентов населения, подверженных влиянию деятельности организации и связанных с ней неблагоприятных факторов окружающей среды.

Оценка риска в общем случае включает в себя этапы: идентификации опасности; расчета и оценки ее экспозиции; характеристики риска; информирования о риске и управления риском. К сожалению, применительно к управлению санитарно-эпидемиологической безопасностью, применительно к деятельности конкретной организации, методики количественной оценки риска в настоящее время пока не получили должного распространения и имеются далеко не для всех видов деятельности. Однако, международной практике широко используется система HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Point System), которая разработана для управления рисками в процессе производства и оборота пищевых продуктов.

Приведем принципы управления рисками с использованием критических контрольных точек (ККТ), на которых основаны:

§   Проведение анализа рисков..

§   Идентификация ККТ.

§   Определение профилактических мероприятий с установлением пределов колебаний технологических параметров для каждой ККТ.

§   Создание системы мониторинга значений технологических параметров в ККТ.

§   Разработка мероприятий по коррекции технологического процесса (внедрение процедур внесения корректировок), если мониторинг указывает на то, что параметры той или иной ККТ не соблюдаются.

§   Внедрение процедуры верификации (утверждения) на соответствие системы НАССР своему назначению.

§   Внедрение системы ведения и хранения документации (процедур ведения учета и документации), относящейся ко всем процессам, методикам и действиям в рамках системы НАССР..

Методы оценки риска, используемые системой НАССР, заслуживают дальнейшего развития и широкого использования в пищевой промышленности, общественном питании, однако они должны быть адаптированы для нашей страны. Перспективным представляется и разработка методов оценки и управления рисками в отношении санитарно-эпидемиологической безопасности других видов деятельности, работ, услуг, в том числе и образовательной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что основным направлением работы Роспотребнадзора в направлении совершенствования производственного контроля на поднадзорных объектов должно быть методическое обеспечение органов производственного контроля и организация обучения специалистов, ответственных за его осуществление.

С учетом приведенных в начале доклада типичных недостатков в организации производственного контроля, с участием ТУ Роспотребнадзора по городу Москве (Центра госсанэпиднадзора в г. Москве), на базе Государственного учебного центра «Профессионал» была организована и проведена профессиональная подготовка и аттестация руководителей и специалистов, ответственных за проведение производственного контроля на предприятиях, действующих в сфере производства и оборота пищевых продуктов для питания дошкольников и школьников, в загородных летних оздоровительных учреждениях и в отдельных образовательных учреждениях. Также были организованы и проведены занятия по данному вопросу с заместителями директоров школ по социальной работе (в рамках тематического усовершенствования, проводимого на базе Московского института открытого образования). Данному контингенту оказывается постоянная методическая помощь по совершенствованию систем производственного контроля на предприятиях. Результатом проводимой работы стало заметное повышение эффективности производственного контроля на объектах, однако, в целях обеспечения соблюдения санитарного законодательства и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий необходимы дальнейшие меры по повышению результативности и эффективности производственного контроля.

 


[1] Это не означает, что им должен быть известен собственно момент проведения мероприятий по контролю – это нарушало бы принцип внезапности контроля, приведенный далее. Другой пример – в целях производственного контроля широко используются видеокамеры, устанавливаемые на разных участках технологического процесса. Однако, чтобы исключить нездоровую обстановку на объекте, эти камеры не должны быть скрытыми, и персонал должен быть информирован о самом факте контроля и его целях.

[2] например, в сети производственных филиалов комбината школьного питания в обслуживаемых школьных столовых

[3] Подчеркнем, что речь идет именно о контроле знаний, навыков, умений работников со стороны службы контроля, поскольку в случае гигиенической аттестации персонала, проводимой учреждениями Роспотребнадзора, со стороны организации может идти речь только о документальном контроле (за наличием соответствующей отметки в медицинской книжке).

[4] К этой группе документов относятся, например: листки, в котором уборщица фиксирует каждую проведенную санитарную обработку; журнал учета дезинфицирующих средств; производственный журнал на пищеблоке; журнал витаминизации кулинарной продукции; санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дератизации, в котором проставляются о проведенной дезобработке и т.п.

[5] содержит паспортные данные объекта, общее описание системы производственного контроля, ее структуры и организации и т.п. необходимые сведения

[6] Как правило, в тексте программы производственного контроля для удобства приводятся лишь обозначения документов (например, классификационный номер СанПиНа, номер ГОСТа), а в приложении приводится полное наименование и необходимые выходные данные официального издания.

[7] Иначе – структура системы производственного контроля. Для большего удобства пользования документом рекомендуется в данном перечне для каждого контролирующего лица или органа контроля приводить пункты программы производственного контроля, в соответствии с которыми определяется круг его функциональных обязанностей.

[8] В случае, если они разработаны самой организацией. Если используются унифицированные формы, утвержденные нормативными или методическими документами, на них достаточно дать только ссылку..

[9] По крайней мере, его приобретение обойдется школе существенно дешевле, чем привлечение для измерений параметров микроклимата сторонней лаборатории на договорной основе.

[10] Результаты различных измерений, проводимых службой производственного контроля; результаты экспресс-методов исследований; при наличии собственной производственной лаборатории – результаты проведенных ей исследований.

www.pitportal.ru

 

РАЗМЕСТИТЕ БЕСПЛАТНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ

 

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий