Что касается использования предприятиями питания средств маркетинговых коммуникаций, то наиболее распространенным и применяемым является реклама, т.к. обеспечивает создание образа предприятия и долгосрочное влияние на потребителя.
Стимулирование сбыта, в свою очередь, используется очень слабо: только ресторан «Северный» предоставляет скидки на праздники и торжества. Формированию привлекательного образа фирмы в глазах общественности, т.е. public relations, также не уделяется должное внимание: из традиционных методов PR можно выделить лишь выставки кулинарных искусств, рекламные проспекты. Но использование Интернет позволяет значительно дополнить традиционные приемы и снизить затраты. Ресторанным комплексом применяются следующие средства Интернет: размещение на Web-сайте выпуска новостей, информации о новинках, фотографий блюд и полученных наград, и др.
Основные виды средств распространения рекламы, предпочитаемые посетителями, показаны на рис. 2.5.
Наиболее распространенным средством рекламы являются ресурсы Интернет: 23% респондентов ознакомились с предоставляемыми ООО «Бриджтейн» услугами питания на официальном сайте гостиницы «Россия», а 21% – на официальном сайте ресторанного комплекса. Это объясняется мощными ресурсами Интернет, используемыми в надлежащей степени гостиницей и ресторанным комплексом, а также все возрастающим числом пользователей сети. Однако, просуммировав значения, полученные посредством распространения рекламы в лифте, на стойке администратора и в гостевой книге, можно сделать вывод, что почти половина людей (41%) узнают об услугах ресторанного комплекса из рекламы, помещенной внутри гостиницы. Это говорит о том, что, ресторанный комплекс полностью ориентируется на своих постояльцев.
Всего 5% распространения рекламы посредством знакомых и родственников подтверждает тот факт, что люди приезжают в гостиницу в большей степени по работе в командировку.
По словам специалиста по рекламе, ресторанный комплекс также оповещает о себе в журналах «Мир русского отдыха», «Ресторанная лоция», «Fit For Fun». Однако, учитывая, что подобный вид рекламы имеет относительно высокую стоимость и длительный временной разрыв между датой сдачи рекламных материалов и датой начала продаж, это средство распространения используется ограниченно. К примеру, в табл. 2.3 приводятся расценки на размещение рекламы 2001 и 2002 гг. в журнале «Fit For Fun» и баннерообменной сети LBN – одного из лидеров рекламного рынка Рунета.
Таблица 2.3
Расценки на рекламу ведущих лидеров
Лидеры рекламного рынка | Период | расценки в зависимости от формата, $ | |||||||
1/32 | 1/16 | 1/8 | 1/4 | 1/3 | 1/2 | 1/1 | 1-й разворот | ||
Журнал «Fit For Fun» [6] | 2001 | 175 | 360 | 700 | 1400 | 1900 | 3200 | 5500 | 12600 |
2002 | 140 | 280 | 560 | 1120 | – | 2240 | 3920 | 3920 | |
Баннерная сеть LBN [7] | С 1.01 2001 | 100 Respect | 120 Respect | Respect | 100 Best | 120 Best | Best | 100 Elite | Elite |
0,7 | 0,7 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3,5 | 5 |
Таким образом, размещение рекламы в Интернете обходится гораздо дешевле, причем периодичность журнала – ежемесячно тираж 150 000 экземпляров, а в сети – ежедневно более 25 млн. показов рекламных баннеров (картинок размером 468х60 мм), на различных сайтах. Более того, рекламодателям гораздо легче измерить эффективность рекламной кампании в Интернет: отношение количества кликов на баннер к числу его показов. И, наконец, поскольку большинство респондентов узнали о предоставляемых услугах посредством глобальной сети, имеет смысл увеличить расходы именно на интерактивную рекламу. Тем более, что в исследуемом ресторанном комплексе не всегда на рекламу отводится достаточно средств. Так в I декаде 2001 года, когда ООО «Бриджтейн» только начинало свою деятельность, расходы на рекламу и вовсе отсутствовали. Поэтому достаточно очевидный вывод состоит в том, что баннер должен занять одно из центральных мест в рекламной кампании ресторанного комплекса, а размещение и обновление сайтов уже возложено на аналитика маркетинговой службы ООО «Бриджтейн».
Итак, данные, полученные в результате анкетирования, показали, что независимо от возраста и пола, социального положения и времени пребывания, наибольшая часть респондентов отдает предпочтение, в первую очередь, качеству и уровню предоставляемых услуг. В достижении этих факторов и кроется залог успеха ресторана. Однако чтобы узнать, насколько успешен тот или иной ресторан, необходимо дать ему максимально объективную оценку, которую в ООО «Бриджтейн» постарались дать ведущие специалисты. Предложенный им тест «Оцените качество вашего ресторана» [8] предполагал выбор оценки для каждого пункта от 1 до 10 баллов по всем четырем ресторанам. В результате была получена следующая информация (табл.. 2.4).
Таблица 2.4
Оценка качества ресторанов ООО «Бриджтейн» ведущими специалистами ресторанного комплекса
Атмосфера | «Золотой» | «Кремлёвский» | «Северный» | «Васильевский» |
Любезность и улыбки | 9 | 10 | 9 | 7 |
Желание персонала работать | 8 | 8 | 6 | 6 |
Внимание к клиенту | 9 | 10 | 8 | 9 |
Индивидуальное обслуживание; способность убеждать | 10 | 10 | 10 | 10 |
Помощь клиентам и “управление” их желаниями | 10 | 10 | 10 | 10 |
Манера общения с клиентами | 9 | 9 | 7 | 7 |
Способность выходить из конфликтов | 10 | 10 | 10 | 10 |
ИТОГО | 65 | 67 | 60 | 59 |
МАТЕРИАЛЫ И ОБСЛУЖИВАНИЕ | «Золотой» | «Кремлёвский» | «Северный» | «Васильевский» |
Мебель, освещение, посуда, столовые приборы | 10 | 8 | 5 | 7 |
Способность предвидеть желания клиентов | 8 | 9 | 9 | 8 |
Гибкость и понятность меню и карты вин | 9 | 7 | 5 | 6 |
Время и ритм обслуживания | 8 | 8 | 9 | 8 |
“Управление” клиентами | 10 | 10 | 10 | 10 |
Внутреннее и внешнее общение | 9 | 10 | 8 | 9 |
Контроль и проверка результатов | 10 | 10 | 10 | 10 |
ИТОГО | 64 | 62 | 56 | 58 |