Что касается использования предприятиями питания средств маркетинговых коммуникаций, то наиболее распространенным и применяемым является реклама, т.к. обеспечивает создание образа предприятия и долгосрочное влияние на потребителя.
Стимулирование сбыта, в свою очередь, используется очень слабо: только ресторан «Северный» предоставляет скидки на праздники и торжества. Формированию привлекательного образа фирмы в глазах общественности, т.е. public relations, также не уделяется должное внимание: из традиционных методов PR можно выделить лишь выставки кулинарных искусств, рекламные проспекты. Но использование Интернет позволяет значительно дополнить традиционные приемы и снизить затраты. Ресторанным комплексом применяются следующие средства Интернет: размещение на Web-сайте выпуска новостей, информации о новинках, фотографий блюд и полученных наград, и др.
Основные виды средств распространения рекламы, предпочитаемые посетителями, показаны на рис. 2.5.
Наиболее распространенным средством рекламы являются ресурсы Интернет: 23% респондентов ознакомились с предоставляемыми ООО «Бриджтейн» услугами питания на официальном сайте гостиницы «Россия», а 21% — на официальном сайте ресторанного комплекса. Это объясняется мощными ресурсами Интернет, используемыми в надлежащей степени гостиницей и ресторанным комплексом, а также все возрастающим числом пользователей сети. Однако, просуммировав значения, полученные посредством распространения рекламы в лифте, на стойке администратора и в гостевой книге, можно сделать вывод, что почти половина людей (41%) узнают об услугах ресторанного комплекса из рекламы, помещенной внутри гостиницы. Это говорит о том, что, ресторанный комплекс полностью ориентируется на своих постояльцев.
Всего 5% распространения рекламы посредством знакомых и родственников подтверждает тот факт, что люди приезжают в гостиницу в большей степени по работе в командировку.
По словам специалиста по рекламе, ресторанный комплекс также оповещает о себе в журналах «Мир русского отдыха», «Ресторанная лоция», «Fit For Fun». Однако, учитывая, что подобный вид рекламы имеет относительно высокую стоимость и длительный временной разрыв между датой сдачи рекламных материалов и датой начала продаж, это средство распространения используется ограниченно. К примеру, в табл. 2.3 приводятся расценки на размещение рекламы 2001 и 2002 гг. в журнале «Fit For Fun» и баннерообменной сети LBN – одного из лидеров рекламного рынка Рунета.
Таблица 2.3
Расценки на рекламу ведущих лидеров
Лидеры рекламного рынка |
Период |
расценки в зависимости от формата, $ |
|||||||
1/32 |
1/16 |
1/8 |
1/4 |
1/3 |
1/2 |
1/1 |
1-й разворот |
||
Журнал «Fit For Fun» |
2001 |
175 |
360 |
700 |
1400 |
1900 |
3200 |
5500 |
12600 |
2002 |
140 |
280 |
560 |
1120 |
— |
2240 |
3920 |
3920 |
|
Баннерная сеть LBN |
С 1.01 2001 |
100 Respect |
120 Respect |
Respect |
100 Best |
120 Best |
Best |
100 Elite |
Elite |
0,7 |
0,7 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3,5 |
5 |
Таким образом, размещение рекламы в Интернете обходится гораздо дешевле, причем периодичность журнала — ежемесячно тираж 150 000 экземпляров, а в сети — ежедневно более 25 млн. показов рекламных баннеров (картинок размером 468х60 мм), на различных сайтах. Более того, рекламодателям гораздо легче измерить эффективность рекламной кампании в Интернет: отношение количества кликов на баннер к числу его показов. И, наконец, поскольку большинство респондентов узнали о предоставляемых услугах посредством глобальной сети, имеет смысл увеличить расходы именно на интерактивную рекламу. Тем более, что в исследуемом ресторанном комплексе не всегда на рекламу отводится достаточно средств. Так в I декаде 2001 года, когда ООО «Бриджтейн» только начинало свою деятельность, расходы на рекламу и вовсе отсутствовали. Поэтому достаточно очевидный вывод состоит в том, что баннер должен занять одно из центральных мест в рекламной кампании ресторанного комплекса, а размещение и обновление сайтов уже возложено на аналитика маркетинговой службы ООО «Бриджтейн».
Итак, данные, полученные в результате анкетирования, показали, что независимо от возраста и пола, социального положения и времени пребывания, наибольшая часть респондентов отдает предпочтение, в первую очередь, качеству и уровню предоставляемых услуг. В достижении этих факторов и кроется залог успеха ресторана. Однако чтобы узнать, насколько успешен тот или иной ресторан, необходимо дать ему максимально объективную оценку, которую в ООО «Бриджтейн» постарались дать ведущие специалисты. Предложенный им тест «Оцените качество вашего ресторана»предполагал выбор оценки для каждого пункта от 1 до 10 баллов по всем четырем ресторанам. В результате была получена следующая информация (табл.. 2.4).
Таблица 2.4
Оценка качества ресторанов ООО «Бриджтейн» ведущими специалистами ресторанного комплекса
Атмосфера |
«Золотой» |
«Кремлёвский» |
«Северный» |
«Васильевский» |
Любезность и улыбки |
9 |
10 |
9 |
7 |
Желание персонала работать |
8 |
8 |
6 |
6 |
Внимание к клиенту |
9 |
10 |
8 |
9 |
Индивидуальное обслуживание; способность убеждать |
10 |
10 |
10 |
10 |
Помощь клиентам и “управление” их желаниями |
10 |
10 |
10 |
10 |
Манера общения с клиентами |
9 |
9 |
7 |
7 |
Способность выходить из конфликтов |
10 |
10 |
10 |
10 |
ИТОГО |
65 |
67 |
60 |
59 |
МАТЕРИАЛЫ И ОБСЛУЖИВАНИЕ |
«Золотой» |
«Кремлёвский» |
«Северный» |
«Васильевский» |
Мебель, освещение, посуда, столовые приборы |
10 |
8 |
5 |
7 |
Способность предвидеть желания клиентов |
8 |
9 |
9 |
8 |
Гибкость и понятность меню и карты вин |
9 |
7 |
5 |
6 |
Время и ритм обслуживания |
8 |
8 |
9 |
8 |
“Управление” клиентами |
10 |
10 |
10 |
10 |
Внутреннее и внешнее общение |
9 |
10 |
8 |
9 |
Контроль и проверка результатов |
10 |
10 |
10 |
10 |
ИТОГО |
64 |
62 |
56 |
58 |