...

Руководство предприятием. Часть третья

Планирование, осуществление и контроль

Для того чтобы смочь добиться цели материального характера, то есть производства определенного количества благ (изделий и услуг) в установленный период времени, нужно задействовать множество производственных факторов.

Наряду с элементарными факторами (рабочая сила, средства производства, сырье и материалы, которых достаточно для оказания услуг в предприятии гостиничного бизнеса), появляются новые, диспозитивные производственные факторы, ответственные за то, что применение факторов будет спланировано, организовано и проконтролировано.

Диспозитивный производственный фактор

Диспозитивный фактор включает в себя ведение бизнеса при помощи решения задач планирования и контроля. Только руководство бизнесом гарантирует последовательное и эффективное использование элементарных производственных факторов. Если это так, то предприятие распадается на плановый сектор, который устанавливает цели предприятия и наилучшие средства и пути для их достижения, сектор осуществления (сектор реализации), исполняющий намеченные планы в соответствии с указаниями руководства, и сектор контроля, который проверяет, в какой мере выполняются поставленные цели. При этом на малых и средних предприятиях контрольные задания наиболее целесообразно выполняются тем же кругом лиц, который уже занимался задачами планирования и который лучше других разбирается в целях и самых подходящих путях для их достижения.

Все задачи планирования, осуществления и контроля выполняют производственные факторы, которые предприятие должно приобрести на рынке в определенный момент времени. За процессом приобретения в качестве второго функционального сектора предприятия может следовать собственно производство (изготовление, создание) необходимых благ. Для некоторых факторов, сырья (материалов, вспомогательных средств и заготовок) может потребоваться и промежуточное хранение. После завершения производственной деятельности продукты и услуги могут либо отправляться на хранение или быть реализованы вторым функциональным сектором на рынке сбыта. Помимо приобретения, производства, сбыта и (возможно) хранения можно выделить менеджмент как еще один функциональный сектор, чьи действия в сфере планирования, организации и контроля можно отнести частично к управлению бизнесом, частично к сектору исполнения (бухгалтерия и т. д.).

Все возможные варианты приобретения, производства, сбыта и руководства одного предприятия прямо или косвенно направлены на достижение цели, то есть производства и сбыта товаров и услуг, а также на извлечение прибыли. При этом процесс достижения цели всегда можно разложить на три основные ступени (фазы).

Три фазы достижения цели

  1. планирование
  2. реализация
  3. контроль

Планирование

Планирование – это мысленное предвосхищение будущих решений. При этом прорабатываются и проверяются различные возможности для достижения цели. Планирование бывает долгосрочным (стратегическое планирование), среднесрочным (тактическое планирование) и краткосрочным (оперативное планирование).

В рамках стратегического планирования руководство предприятия думает, например, о расширении производственных мощностей гостиницы и ресторана, изменении и развитии товаров и услуг и об обеспечении финансовых потребностей. Эти главные цели в рамках тактического и оперативного планирования разделяются на отдельные конкретные платы, например, в план закупок, производственный план, план сбыта, финансовый план.

Завершив планирование, руководство определяет, какие варианты, разработанные в ходе планирования, следует выбрать и приступить к их реализации. Процесс принятия решения часто представляют и как самостоятельную фазу для достижения целей предприятия.

Реализация

На следующей фазе запланированные мероприятия осуществляются на практике. Это происходит путем приобретения необходимых факторов производства (рабочая сила, средства производства, сырье и материалы) и в ходе процессов производства, организованных во времени и пространстве.

Контроль

При помощи контроля проводится проверка соответствия производственной деятельности и целевого значения. Для этого соизмеряются приложенные усилия и результаты труда, то есть определяется фактическое состояние дел (поведение и результат). Затем фактическое состояние дел сравнивается с запланированным. Различия между этими величинами можно откорректировать в ходе реализации. При существенных различиях может потребоваться заново пустить в ход процессы планирования, решения и реализации. Важным вспомогательным средством контроля достижений предприятия является бухгалтерский учет, особенно анализ хозяйственной деятельности предприятия (контроллинг).

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий