...

Что такое предприятие общественного питания как экономическая единица

Общественное питание как специфическая отрасль включает в себя предприятия различных форм собственности, объединенные по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, по организации производства и формам обслуживания населения, по оказываемым услугам.

Предприятие – это основное звено национальной экономики, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач.

Предприятие общественного питания – это:

1)   первичное звено сферы общественного питания, ее самостоятельный субъект с правом юридического лица, созданный для производства, реализации и организации потребления продукции и организации досуга населения;

2)   организационно-структурная единица в сфере общественного питания, которая осуществляет производственно-торговую деятельность.

Поскольку предприятия общественного питания играют важную роль в удовлетворении потребностей населения, то
в системе инфраструктуры национальной экономики они рассматриваются как общественно-организованная форма удовлетворения потребностей людей в готовой пище.

Деятельность предприятий общественного питания характеризуется следующими особенностями:

1)   ассортимент выпускаемой продукции зависит от типа предприятия общественного питания, контингента потребителей;

2)   существуют ограниченные сроки хранения и реализации выпускаемой продукции;

3)   необходимо изготавливать продукцию небольшими партиями при широком ассортименте;

4)   требуется постоянно обновлять ассортимент;

5)   наблюдается колебание спроса на продукцию и услуги во времени, т.е. неравномерное использование торгового зала в течение дня, недели;

6)   очевидна сезонная зависимость спроса населения на услуги предприятий общественного питания;

7)   режим работы предприятий общественного питания зависит от режима работы и отдыха обслуживаемых ими контингентов потребителей;

8)   незначительна доля торговых помещений и большой объем складских, производственных и других групп помещений.

Ресурсные возможности предприятия общественного питания определяются, прежде всего, его финансовым состоянием, кадровым потенциалом и уровнем развития материально-технической базы. Однако для решения как внутрихозяйственных, так и задач коммерческих существенную роль играют:

1)   пространственные ресурсы (характер торговых залов, производственных, складских и других рабочих помещений, месторасположение предприятия, особенности территории вокруг предприятия общественного питания, состояние коммуникаций и т.д.);

2)   ресурсы организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость прохождения управленческих воздействий);

3)   информационные ресурсы (наличие информации о поставщиках, конкурентах, потенциальных потребителях и т.п.).

Принципы организации обслуживания в общественном питании:

1)   удовлетворение потребностей населения в продукции
и услугах;

2)   создание комфортных условий в торговых залах;

3)   отсутствие негативных явлений, связанных с процессом обслуживания потребителей;

4)   рост рентабельности работы предприятий общественного питания за счет внедрения новых видов продукции и услуг;

5)   соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вкусам потребителей, требованиям рынка.

Качество обслуживания – это совокупность функциональных, технических, эстетических, санитарно-гигиенических
и экономических свойств, которые удовлетворяют потребности человека или группы людей в соответствии с назначением.

Качество обслуживания в общественном питании характеризуется качеством выпускаемой и реализуемой на предприятиях общественного питания продукции и культурой обслуживания.

Качество кулинарной продукции – совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к дальнейшей обработке и/или употреблению в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств.

Факторы, определяющие культуру обслуживания в общественном питании:

1)   наличие современной материально-технической базы;

2)   объем, виды и характер предоставляемых услуг;

3)   ассортимент выпускаемой продукции;

4)   внедрение прогрессивных форм обслуживания;

5)   рациональная организация труда во всех звеньях обслуживания;

6)   уровень рекламно-информационной работы;

7)   профессиональное мастерство работников общественного питания и постоянное повышение его уровня;

8)   создание атмосферы гостеприимства на предприятиях общественного питания, внимательность, вежливость, тактичность обслуживающего персонала по отношению к потребителям.

Миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении потребностей населения в организации питания и досуга посредством производимых и покупных продукции и услуг. В условиях рынка миссия отражает существующую возможность удовлетворения определенного вида потребностей конкретной категории потребителей продукцией и услугами определенного вида и назначения в условиях конкуренции.

Выполняя свою миссию, предприятия общественного питания различных типов осуществляют определенную совокупность видов деятельности – основные функции, которые большинством ученых рассматриваются как отраслевые. В ряде случаев функции отрасли приравниваются к функциям отдельных предприятий общественного питания. Однако нельзя забывать, что функции предприятий общественного питания зависят от типа предприятия
и существенно отличаются от функций, выполняемых общественным питанием в целом. Определим содержание основных функций предприятий общественного питания (табл. 1).

Таблица 1

Основные функции предприятий общественного питания

Функция

Сущность деятельности

Содержание функции

Маркетинг

Деятельность по изучению, анализу и формированию рынка, направленная на удовлетворение потребностей потребителей

Проведение маркетинговых исследований рынка;

продвижение услуг;

позиционирование на рынке

Менеджмент

Системная деятельность, направленная на достижение цели (системы целей) предприятия общественного питания

Разработка стратегии укрепления рыночного положения предприятия;

формирование ресурсного потенциала

Финансовый менеджмент

Деятельность по мобилизации, привлечению, распределению финансовых и денежных ресурсов

Управление финансовыми ресурсами предприятия;

достижение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Управление персоналом

Деятельность по мобилизации и привлечению трудовых ресурсов – персонала предприятия

Поиск, подбор, найм, расстановка персонала;

адаптация персонала;

подготовка и переподготовка, обучение персонала

Материально-техническое обеспечение

Работа с материально-техническими ресурсами во всех видах функциональной деятельности

Приобретение, доставка, хранение и подготовка к использованию средств и предметов труда

Организация хозяйственных связей

Деятельность по выбору поставщиков и организации товароснабжения

Выбор поставщиков;

формирование договорных связей;

организация снабжения сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами

Производство

Деятельность по соединению материально-технических и сырьевых ресурсов и ресурсов живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда

Проектирование и разработка ассортимента продукции;

планирование и разработка технологического процесса;

производство собственной продукции

Реализация

Деятельность по распределению и доведению готовой продукции и услуг до потребителя

Реализация собственной продукции и покупных товаров;

осуществление денежных операций

 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий