Общественное питание как специфическая отрасль включает в себя предприятия различных форм собственности, объединенные по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, по организации производства и формам обслуживания населения, по оказываемым услугам.
Предприятие – это основное звено национальной экономики, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или решения специальных социально значимых задач.
Предприятие общественного питания – это:
1) первичное звено сферы общественного питания, ее самостоятельный субъект с правом юридического лица, созданный для производства, реализации и организации потребления продукции и организации досуга населения;
2) организационно-структурная единица в сфере общественного питания, которая осуществляет производственно-торговую деятельность.
Поскольку предприятия общественного питания играют важную роль в удовлетворении потребностей населения, то
в системе инфраструктуры национальной экономики они рассматриваются как общественно-организованная форма удовлетворения потребностей людей в готовой пище.
Деятельность предприятий общественного питания характеризуется следующими особенностями:
1) ассортимент выпускаемой продукции зависит от типа предприятия общественного питания, контингента потребителей;
2) существуют ограниченные сроки хранения и реализации выпускаемой продукции;
3) необходимо изготавливать продукцию небольшими партиями при широком ассортименте;
4) требуется постоянно обновлять ассортимент;
5) наблюдается колебание спроса на продукцию и услуги во времени, т.е. неравномерное использование торгового зала в течение дня, недели;
6) очевидна сезонная зависимость спроса населения на услуги предприятий общественного питания;
7) режим работы предприятий общественного питания зависит от режима работы и отдыха обслуживаемых ими контингентов потребителей;
8) незначительна доля торговых помещений и большой объем складских, производственных и других групп помещений.
Ресурсные возможности предприятия общественного питания определяются, прежде всего, его финансовым состоянием, кадровым потенциалом и уровнем развития материально-технической базы. Однако для решения как внутрихозяйственных, так и задач коммерческих существенную роль играют:
1) пространственные ресурсы (характер торговых залов, производственных, складских и других рабочих помещений, месторасположение предприятия, особенности территории вокруг предприятия общественного питания, состояние коммуникаций и т.д.);
2) ресурсы организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость прохождения управленческих воздействий);
3) информационные ресурсы (наличие информации о поставщиках, конкурентах, потенциальных потребителях и т.п.).
Принципы организации обслуживания в общественном питании:
1) удовлетворение потребностей населения в продукции
и услугах;
2) создание комфортных условий в торговых залах;
3) отсутствие негативных явлений, связанных с процессом обслуживания потребителей;
4) рост рентабельности работы предприятий общественного питания за счет внедрения новых видов продукции и услуг;
5) соответствие видов услуг постоянно изменяющимся вкусам потребителей, требованиям рынка.
Качество обслуживания – это совокупность функциональных, технических, эстетических, санитарно-гигиенических
и экономических свойств, которые удовлетворяют потребности человека или группы людей в соответствии с назначением.
Качество обслуживания в общественном питании характеризуется качеством выпускаемой и реализуемой на предприятиях общественного питания продукции и культурой обслуживания.
Качество кулинарной продукции – совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность к дальнейшей обработке и/или употреблению в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств.
Факторы, определяющие культуру обслуживания в общественном питании:
1) наличие современной материально-технической базы;
2) объем, виды и характер предоставляемых услуг;
3) ассортимент выпускаемой продукции;
4) внедрение прогрессивных форм обслуживания;
5) рациональная организация труда во всех звеньях обслуживания;
6) уровень рекламно-информационной работы;
7) профессиональное мастерство работников общественного питания и постоянное повышение его уровня;
8) создание атмосферы гостеприимства на предприятиях общественного питания, внимательность, вежливость, тактичность обслуживающего персонала по отношению к потребителям.
Миссия предприятий общественного питания заключается в удовлетворении потребностей населения в организации питания и досуга посредством производимых и покупных продукции и услуг. В условиях рынка миссия отражает существующую возможность удовлетворения определенного вида потребностей конкретной категории потребителей продукцией и услугами определенного вида и назначения в условиях конкуренции.
Выполняя свою миссию, предприятия общественного питания различных типов осуществляют определенную совокупность видов деятельности – основные функции, которые большинством ученых рассматриваются как отраслевые. В ряде случаев функции отрасли приравниваются к функциям отдельных предприятий общественного питания. Однако нельзя забывать, что функции предприятий общественного питания зависят от типа предприятия
и существенно отличаются от функций, выполняемых общественным питанием в целом. Определим содержание основных функций предприятий общественного питания (табл. 1).
Таблица 1
Основные функции предприятий общественного питания
Функция | Сущность деятельности | Содержание функции |
Маркетинг | Деятельность по изучению, анализу и формированию рынка, направленная на удовлетворение потребностей потребителей | Проведение маркетинговых исследований рынка; продвижение услуг; позиционирование на рынке |
Менеджмент | Системная деятельность, направленная на достижение цели (системы целей) предприятия общественного питания | Разработка стратегии укрепления рыночного положения предприятия; формирование ресурсного потенциала |
Финансовый менеджмент | Деятельность по мобилизации, привлечению, распределению финансовых и денежных ресурсов | Управление финансовыми ресурсами предприятия; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия |
Управление персоналом | Деятельность по мобилизации и привлечению трудовых ресурсов – персонала предприятия | Поиск, подбор, найм, расстановка персонала; адаптация персонала; подготовка и переподготовка, обучение персонала |
Материально-техническое обеспечение | Работа с материально-техническими ресурсами во всех видах функциональной деятельности | Приобретение, доставка, хранение и подготовка к использованию средств и предметов труда |
Организация хозяйственных связей | Деятельность по выбору поставщиков и организации товароснабжения | Выбор поставщиков; формирование договорных связей; организация снабжения сырьем, полуфабрикатами, покупными товарами |
Производство | Деятельность по соединению материально-технических и сырьевых ресурсов и ресурсов живого труда в процессе превращения предметов труда в продукт труда | Проектирование и разработка ассортимента продукции; планирование и разработка технологического процесса; производство собственной продукции |
Реализация | Деятельность по распределению и доведению готовой продукции и услуг до потребителя | Реализация собственной продукции и покупных товаров; осуществление денежных операций |