В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ организации общественного питания обязаны доводить до сведения потребителей определенную информацию, в том числе цены на продукцию и услуги общепита. В противном случае будут нарушены права потребителей, за что ст. 43 Закона N 2300-1 <1> предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
——————————–
<1> Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 О защите прав потребителей.
Какой информацией должен владеть потребитель? Как сформировать стоимость продукции (блюд) общепита с помощью калькуляции? Ответы на эти и другие вопросы представлены в данной статье.
Что должен знать потребитель?
Согласно п. 11 Правил оказания услуг общепита <2> предприятия общественного питания (исполнители) обязаны довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Об этом сказано и в п. 1 ст. 9 Закона N 2300-1.
——————————–
<2> Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036.
К сведению: потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги общественного питания исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 Правил оказания услуг общепита).
Классификация предприятий общепита установлена ГОСТ Р 50762-95 <3>, который содержит следующие типы предприятий общественного питания:
– ресторан (характеризуется широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха);
– бар (имеет в наличии барную стойку и реализует смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары);
– кафе – предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции (реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки);
– столовая – общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным меню;
– закусочная (предлагает ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из определенного вида сырья и предназначена для быстрого обслуживания потребителей).
——————————–
<3> Общественное питание. Классификация предприятий. ГОСТ Р 50762-95, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 198.
В свою очередь, в соответствии с пп. 4.2 п. 4 ГОСТ Р 50762-95 рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса: люкс, высший и первый, которые должны соответствовать определенным требованиям.