Таблица 1.1
Основные показатели предприятия, руб.
Наименование показателя |
I полугодие 2001г. |
II полугодие 2001 г. |
за 2001 год (на 01.01.02) |
Выручка от реализации |
10526382 |
40779139 |
51305521 |
Себестоимость реализованной продукции |
4073870 |
15307668 |
19381538 |
Валовая прибыль |
6452512 |
25471471 |
31923983 |
Коммерческие расходы |
6096226 |
27091102 |
33187328 |
Прибыль / убыток(-) от реализации |
356286 |
-1619631 |
-1263345 |
Операционные расходы |
15300 |
411674 |
426974 |
Внереализационные доходы |
37518 |
2232763 |
2270281 |
Внереализационные расходы |
56363 |
349116 |
292753 |
Прибыль / убыток(-) до налогообложения |
322141 |
-34932 |
287209 |
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи |
132476 |
70581 |
203057 |
Чистая прибыль / убыток(-) |
189665 |
-105513 |
84152 |
Табл. 1.1 показывает, что по сравнению с первым полугодием, выручка от реализации увеличилась на 30252757 руб., или на 287,48%, а валовая прибыль – на 19018959 руб., или на 294,8%. Внереализационные доходы возросли на 2195245 руб., что связано, вероятнее всего, со сдачей помещений ресторанного комплекса в аренду под массовые мероприятия. Например, в ресторане «Северный», благодаря хорошей вместимости основного зала, часто проводятся шахматные турниры. Однако коммерческие расходы увеличились на 20994876 руб., или на 344,4%. Наиболее вероятной причиной этого является увеличение расходов на рекламу, рост транспортных расходов, в связи с расширением производства и увеличением числа баров и кафе. Но, тем не менее, во втором полугодии вместо прибыли наблюдается убыток. Вероятно, это связано с неэффективным выполнением плана товарооборота в некоторые месяцы. Несмотря на это, по состоянию на 1 января 2002 года имеет место нераспределенная прибыль в размере 84152 руб., а не убыток, что произошло благодаря полученному доходу в первом полугодии. Итак, чтобы справиться с нуждами вплоть до нижней строки, нельзя упускать никаких мелочей, учитывая все, начиная с таких крупных контролируемых трат, как расходы на зарплату, закупку продуктов питания и напитков, и кончая более мелкими.
Для покрытия расходов и получения необходимой прибыли предназначена наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценки определяет само предприятие в лице генерального директора А.К.Бекмурзиева. Наценочная категория ресторанов «Кремлевский», «Васильевский», «Золотой» – “люкс”.
В соответствии с приказом о применении наценок общественного питания при формировании продажных цен, в Ресторанном комплексе ООО «Бриджтейн» с 1 января 2002 года установлены определенные размеры наценок. Вычислим средние значения по залам ресторанов, кафе, барам, рабочей столовой и при обслуживании банкетов и приемов и сравним полученные данные для наглядности на диаграмме (рис. 1.1):
Проанализировав размеры наценок в Ресторанном комплексе, можно сделать вывод, что при обслуживании банкетов и приемов установлены максимальные наценки, поскольку здесь изготавливаются самые изысканные блюда и закуски, в том числе, на заказ. Кроме того, рестораны гостиницы «Россия» всегда пользовались высоким уровнем спроса на проведение мероприятий подобного уровня, а ресторанный комплекс «Бриджтейн» уже зарекомендовал себя производителем высококачественной продукции, поэтому столь высокий размер наценки абсолютно не снижает частоту проведения банкетов и приемов, которая составляет в среднем 1-2 раза в месяц. Более того, банкеты зачастую заказываются по большим праздникам достаточно обеспеченным контингентом, который не привык экономить, и ресторанный комплекс этим пользуется.
В рабочей столовой наблюдается самый низкий уровень наценки, что понятно, ведь она призвана больше для того, чтобы накормить служащих, чем принести экономический эффект. Столовая предназначена, в основном, для сотрудников организации и рабочих гостиницы.
В барах средний уровень наценки на 39% выше, чем в ресторанах. Происходит это потому, что бар реализует, в основном, покупные товары, наценка на которые достаточно высока, к примеру, на одинаковые вино – водочные и табачные изделия в ресторане уровень наценки составляет – от 50%, в барах – от 100%. Ресторан, в свою очередь, реализует те же покупные изделия с меньшей наценкой, а более высокий размер наценки устанавливает на порционные, фирменные, банкетные блюда, закуски, кондитерские изделия собственного приготовления, которые бар не реализует.