- Общие положения
- Определение потребности в обучении
- Анализ результатов
- Формирование программы и планирование
- Определение ресурсов для обеспечения программы
- Проведение конкурсного отбора по компаниям
- Оформление документов с контрагентами
- Определение расходов (бюджета) на обучение
- Составление плана-графика обучения на квартал
- Информирование о плане обучения на квартал
- Информирование о предстоящем обучении
- Прохождение обучения сотрудником
- Предоставление документов
- Оценка эффективности обучения
- Приложение №1 Форма интервью с Руководителем подразделения для определения потребности в обучении
- Приложение №2 Форма для заполнения сотрудником по определению потребности в обучении
- Приложение №3 Форма программы обучения на квартал
- Приложение №4 Форма для оценки контрагентов
- Приложение №5 Форма бюджета
- Приложение №6 Форма заявки для бюджета
- Приложение №7 Форма оценки эффективности обучения (для сотрудников)
- Приложение №8 Форма интервью с Руководителем по оценке эффективности обучения сотрудников
- Приложение №9 Заявка на внеплановое обучение
Общие положения |
||
1.1.Настоящее Положение регламентирует весь процесс организации, а также цели, задачи, систему и анализ обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации персонала) в _________________ (далее – Компания).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации (ст. 196–197) и локальными нормативными актами Компании. 1.3.Цели Положения: 1.3.1. повышение эффективности деятельности Компании через создание системы непрерывного развития и обучения персонала; 1.3.2. систематическое обновление знаний сотрудников Компании для успешного выполнения возложенных на них функциональных задач; 1.3.3. повышение профессиональной культуры персонала; 1.3.4. подготовка кандидатов кадрового резерва; 1.3.5. повышение профессионального рейтинга сотрудников в Компании. 1.4.Рассматриваемые задачи: 1.4.1. оптимизация расходов на обучение; 1.4.2. заключение долгосрочных договоров с провайдерами по обучению; 1.4.3. построение планового процесса обучения; 1.4.4. осуществление более точного контроля над расходами на обучение; 1.4.5. внедрение контроля над реализацией системы обучения; 1.4.6. управление процессом обучения; 1.4.7. введение обучения-наставничества; 1.4.8. глубокий экспертный анализ рынка провайдеров обучения; 1.4.9. осуществление контроля и анализа эффективности обучения. 1.5.Осуществляет процесс обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала Компании отдел организационного совершенствования и развития Департамента по работе с персоналом в соответствии со следующими этапами: 1.5.1. определение потребности в обучении; 1.5.2. анализ результатов; 1.5.3. формирование программы и планирование; 1.5.4. определение ресурсов; 1.5.5. выбор контрагентов по обучению; 1.5.6. составление бюджета на обучение; 1.5.7. контроль над оформлением документов с контрагентом; 1.5.8. информирование заказчика о плане текущего обучения; 1.5.9. определение эффективности обучения. 1.6.Процедура обучения персонала начинается с момента определения потребности в нем (плановое обучение) или заявки (внеплановое регламентированное обучение) от непосредственного Руководителя заказчика (утвержденного образца) в Департамент по управлению персоналом. 1.7.При направлении сотрудника на обучение руководителям подразделения необходимо учитывать следующие ограничения: 1.7.1. до окончания испытательного срока сотрудник не может быть направлен на внешнее обучение; 1.7.2. приоритетность обучения распространяется в первую очередь на сотрудников, проработавших в Компании более полугода; 1.7.3. получение МБА, второго высшего образования, международных сертификатов профессиональной деятельности предоставляется только сотрудникам, включенным в кадровый резерв Компании, куда входят: сотрудники управленческого резерва (потенциально способные занять управленческие должности) и сотрудники резерва ключевых специалистов (обладающие высоким профессионализмом, знаниями и навыками для эффективного наставничества и возможности горизонтальной ротации). 1.8.Взаимодействие между ДРП и подразделениями по вопросам обучения осуществляется через ответственного сотрудника за обучение внутри каждого подразделения, который назначается Руководителем подразделения. 1.9.Сроки регламента указаны в рабочих днях. |
||
Определение потребности в обучении |
||
Действие | Ответственные | Срок |
2.1.Специалист по обучению проводит сбор информации по каждому структурному подразделению:
2.1.1. с руководителем подразделения проводится интервью по установленной форме (Приложение №1); 2.1.2. с сотрудниками подразделения проводится беседа по установленной форме (Приложение №2). |
Специалист по обучению, Руководитель структурного подразделения, сотрудники подразделений | 30 дней |
2.2.Проводится анализ обучения за предыдущие периоды. | Специалист по обучению | 2 дня |
2.3.Все данные заносятся в соответствующую форму для ведения дальнейшего анализа результатов.
|
Специалист по обучению | 3 дня (после получения документов) |
Анализ результатов |
||
Действие | Ответственные | Срок |
3.1. Обучение распределяется по направлениям: развитие социальных и управленческих навыков, повышение профессионального уровня по профилям, управление проектами и т.д. | Специалист по обучению | 2 дня |
Формирование программы и планирование |
||
4.1 План по обучению составляется на каждый квартал в соответствии с данными о необходимости повышении квалификации сотрудников, полученными по результатам определения потребности в обучении и/или предоставленным запросам от подразделений. Контроль над соблюдением плана ведется специалистом по обучению и ответственным специалистом в каждом структурном подразделении.
4.2 Внеплановое регламентированное обучение проводится для сотрудников каждого структурного подразделения не более двух раз в квартал по заявке от непосредственного Руководителя заказчика обучения. Заявки (Приложение №8) на данный вид обучения с обоснованием необходимости направляются в Департамент по работе с персоналом не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала обучения для определения: наличия средств в бюджете подразделения на обучение, возможности снижения стоимости, актуальности программы. После этого предоставляются на подпись Президенту. |
||
Действие | Ответственные | Срок |
4.3. Специалист по обучению проводит обсуждение с Руководителем подразделения программы обучения на квартал. | Специалист по обучению, Руководитель структурного подразделения | 3 дня, после получения документов |
4.4. Специалист по обучению формирует окончательную программу обучения на квартал по установленной форме (Приложение№3). | Специалист по обучению | 2 дня |
Определение ресурсов для обеспечения программы |
||
Действие | Ответственный | Срок |
5.1. Специалист по обучению определяет ресурсы необходимые для выполнения программы.
|
Специалист по обучению | 3 дня
|
Проведение конкурсного отбора по компаниям |
||
Действие | Ответственный | Срок |
6.1. Специалист по обучению составляет перечень компаний по направлениям обучения. | Специалист по обучению | 5 дней |
6.2. Специалист по обучению проводит конкурс среди компаний по установленной форме (Приложение №4) | Специалист по обучению | 7 дней |
6.3. Специалист по обучению формирует перечень компаний-контрагентов. | Специалист по обучению | 1 день |
6.4. Специалист по обучению определяет с контрагентами план обучения. | Специалист по обучению | 2 дня |
6.5. Специалист по обучению организует утверждение окончательного варианта программы обучения. | Специалист по обучению | 4 дня |
Оформление документов с контрагентами |
||
Действие | Ответственный | Срок |
7.1. Специалист юридического департамента готовит типовой договор для заключения с контрагентами. | Специалист Юридического департамента | 5 дней |
7.2. Специалист по обучению подает данные о контрагенте в Департамент Экономической безопасности для проверки. | Специалист по обучению, специалист Департамента Экономической безопасности | 1 день |
7.3. Специалист по обучению заключает с контрагентами типовые договора долгосрочного сопровождения. | Специалист по обучению | 4 дня |
Определение расходов (бюджета) на обучение |
||
Действие | Ответственный | Срок |
8.1. Специалист по обучению вносит информацию в проект бюджета по установленной форме, на основании анализа предоставленных заявок (Приложение №6) от подразделений и определенной потребности в обучении. При составлении бюджета так же учитывается факт расходов подразделений на обучение за предыдущий год и исходя из этих показателей выводится сумма средств на следующий год. ДРП вправе сократить количество запрошенных средств подразделениями, если за предыдущий период сумма не была израсходована. Сводные данные заносятся в общую таблицу (Приложение №5). | Специалист по обучению | 5 дней |
8.2. Специалист по обучению согласует бюджет с финансово-экономической службой. | Специалист по обучению,
Ответственный специалист Финансово-экономической службы |
2 дня |
Составление плана-графика обучения на квартал |
||
Действие | Ответственный | Срок |
9.1. Специалист по обучению делает сводный план-график обучения на квартал для сотрудников по подразделениям. | Специалист по обучению | 4 дня, ежекварт. не позднее 25 числа месяца, предыдущего началу квартала |
9.2. Подразделения предоставляют запросы на обучение для внесения в учебный план на квартал. | Ответственный за обучение в подразделении | ежеквартально не позднее 20 числа месяца, предыдущего началу квартала |
Информирование о плане обучения на квартал |
||
Действие | Ответственный | Срок |
10.1. Специалист по обучению рассылает ответственным в подразделениях за обучение план на квартал. | Специалист по обучению | 1 день |
10.2. Ответственный специалист подразделения ознакамливает сотрудников и Руководителя с планом обучения на квартал.
|
Ответственный специалист подразделения | 2 дня с момента получения плана |
Информирование о предстоящем обучении |
||
Действие | Ответственный | Срок |
11.1. Специалист по обучению письмом по электронной почте предупреждает ответственного за обучение и сотрудника о предстоящем обучении. | Специалист по обучению | не позже чем за 2 рабочих дня до начала обучения |
Прохождение обучения сотрудником |
||
Действие | Ответственный | Срок |
12.1. Сотрудник проходит обучение в соответствии с планом. | Сотрудник | согласно утвержденному плану обучения |
12.2. В случае если сотрудник не может, в силу обстоятельств, пройти обучение, непосредственный Руководитель заказчика организует ему замену другим сотрудником данного подразделения, предварительно сообщив об этом в ДРП с указанием причин, произведенной замены.
12.3 В случае, когда обучение не было проведено в соответствии с регламентом, отсутствие сотрудника на рабочем месте оформляется как невыход на работу без уважительной причины. |
Непосредственный Руководитель сотрудника, направленного на обучение | |
Предоставление документов |
||
Действие | Ответственный | Срок |
13.1. Сотрудник, прошедший обучение, предоставляет документы (акт выполненных работ, счет–фактуру, документ об обучении) в Бухгалтерию. | Сотрудник-заказчик обучения | не позже 2 рабочих дней после окончания обучения |
13.2. Бухгалтерия проверяет правильность предоставленных документов, подписывает и передает в ФЭС акт о закрытии. | Сотрудник Бухгалтерии | согласно внутренним нормативам подразделения |
13.3. ФЭС закрывает документы. | Сотрудник ФЭС | согласно внутренним нормативам подразделения |
Оценка эффективности обучения |
||
Действие | Ответственный | Срок |
14.1. Специалист по обучению высылает сотруднику, прошедшему обучение, форму для заполнения сотрудником по оценке эффективности обучения (Приложение №6). | Специалист по обучению | не позже 2 рабочих дней после окончания обучения |
14.2. Сотрудник заполняет форму и предоставляет её специалисту по обучению. | Сотрудник | 3 рабочих дня после получения формы |
14.3. В отдельных случаях, когда сотрудник проходит плановое обучение индивидуально или направляется на внеплановое обучение, вводится обучение-наставничество, он обязан провести мини-семинар для специалистов своего подразделения по курсу, который был им прослушан. По результатам проведения семинара, отчет предоставляется в ДРП. | Сотрудник-заказчик обучения | в течение 2-х недель после завершения обучения,
продолжительность семинара составляет от 2 часов и более |
14.4. Специалист по обучению проводит интервью с непосредственным руководителем обучившегося сотрудника по установленной форме для оценки эффективности обучения (Приложение №7). | Специалист по обучению, Руководитель структурного подразделения | через 3 месяца после прохождения обучения |
14.5. Специалист по обучению вносит данные в базу.
|
Специалист по обучению | 3 рабочих дня после получения данных |
14.6. Специалист по обучению делает сводный отчет проведенного обучения. | Специалист по обучению | ежеквартально в течение 2 рабочих дней после окончания квартала |
Приложение №1 Форма интервью с Руководителем подразделения для определения потребности в обучении
1. Полное наименование подразделения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заинтересовано ли подразделение в обучении (повышении квалификации) своих работников? (отметить «+»)
ДА | НЕТ |
- Каковы цели организации?
- Какие задачи должны быть выполнены при достижении этих целей?
- Как должен себя вести сотрудник для выполнения поставленных перед ним задач?
- Какие пробелы есть у сотрудников в навыках, знании, отношении для выполнения нынешних и будущих задач?
- В чем именно состоит разница между нынешней и желаемой ситуацией?
3. Какие направления (темы) обучения необходимы и актуальны работникам вашего подразделения?
Тема | Категория работников, нуждающихся в обучении | |
Руководители
(укажите, кто именно) |
Работники ОП
(укажите, кто именно) |
|
4. Укажите желаемые способы получения знаний по интересующим Вас направлениям (отметить «+»)
Участие в учебных семинарах, конференциях, круглых столах и т.д. | |
Получение учебных материалов | |
Консультации с экспертами | |
Другое (укажите, как именно)
|
5. Какую поддержку/информацию от экспертов/тренеров Вы хотели бы получить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Информация о лице, заполнившем анкету
Ф.И.О. __________________________________________________________
Должность _______________________________________________________
Личная подпись ___________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение №2 Форма для заполнения сотрудником по определению потребности в обучении
- ФИО_________________________________________________________________________
- Полное наименование должности: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Полное наименование подразделения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Цели и задачи по должности
- Какие знания, навыки Вам необходимы для более успешного выполнения задач?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие направления (темы) обучения Вам необходимы и актуальны?
Тема |
4. Укажите желаемые способы получения знаний по интересующим Вас направлениям (отметить «+»)
Участие в учебных семинарах, конференциях, круглых столах и т.д. | |
Получение учебных материалов | |
Консультации с экспертами | |
Другое (укажите, как именно)
|
5. Какую поддержку/информацию от экспертов/тренеров Вы хотели бы получить?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
Приложение №3 Форма программы обучения на квартал
Подразделение | ФИО сотрудника | Должность сотрудника | Тема обучения | Наименование контрагента | Дата обучения |
Приложение №4 Форма для оценки контрагентов
Уровень контрагента:
- длительность работы контрагента на рынке
- наличие стандартов работы контрагента
- наличие лицензионных соглашений
- опыт работы контрагента в проведении обучения
- наличие соответствующих лицензий и разрешений
- рекомендаций и отзывы
- количество клиентов контрагента
- рейтинги
Качество учебного курса:
- содержание проекта учебного курса
- время, требуемое на адаптацию стандартного учебного курса
- время на разработку новой программы
- сроки обучения, возможность предоставить план обучения на квартал полгода
- баланс теоретических и практических знаний в учебных курсах контрагента.
- соответствие учебного курса современным подходам
- соответствие уровню слушателей
Преподаватель учебного курса:
- специализация преподавателей
- квалификация
- презентационные навыки
- совместимость с нашей компанией, корпоративной культурой
Стоимость, формы финансового взаимодействия
Качество коммуникаций:
- быстрота реагирования на запрос
- гибкость подходов
- выполнение договоренностей
Дополнительные услуги:
- определение потребности в обучении
- консультирование
- процедуры оценки эффективности обучения
- обратная связь по участникам обучения
- рекомендации по развитию участников
- возможность сопровождения обучавшихся после учебной программы
- передача технологии обучения
- возможность разработки дистанционного обучения на базе курсов
Техническая оснащенность:
- наличие аудиторий, их состояние
- развитая инфраструктура (место для кофе-брейков, обедов, стоянка, близость к метро и т.д.)
- обеспеченность оргтехникой
Приложение №5 Форма бюджета
Подразделение | ЯНВ | ФЕВ | МАРТ | Итого кварт | АПР | МАЙ | ИЮНЬ | Итого кварт | ИЮЛЬ | АВГ | СЕНТ | Итого кварт | ОКТ | НОЯБ | ДЕК | Итого кварт | Сумма год | Сотрудники | Сумма на сотр-ка | Кол-во обуч сотр | Средняя стоим дня трен |
Департамент по управлению персоналом | |||||||||||||||||||||
Департамент экономической безопасности | |||||||||||||||||||||
Специальное управление | |||||||||||||||||||||
Административно-хозяйственное управление | |||||||||||||||||||||
Юридический департамент | |||||||||||||||||||||
Служба технологии, развития и оптимизации производства | |||||||||||||||||||||
Департамент по работе с проблемными активами | |||||||||||||||||||||
Служба корпоративной политики | |||||||||||||||||||||
Департамент стратегического развития | |||||||||||||||||||||
Департамент по управлению долгами | |||||||||||||||||||||
Контрольно-ревизионная служба | |||||||||||||||||||||
Финансово-экономическая служба | |||||||||||||||||||||
Пресс-служба | |||||||||||||||||||||
Департамент информатизации и связи | |||||||||||||||||||||
Департамент делопроизводства | |||||||||||||||||||||
Департамент казначейства | |||||||||||||||||||||
Управление финансово-экономического анализа | |||||||||||||||||||||
Департамент инвестиций и управления проектами | |||||||||||||||||||||
Бухгалтерия | |||||||||||||||||||||
Итог | |||||||||||||||||||||
Сумма в квартал | |||||||||||||||||||||
Корпоративный центр обучения |
Приложение №6 Форма заявки для бюджета
Наименование Департамента _________________________________________________
ФИО исполнителя____________________________________________________________
Актуальные темы | Количество сотрудников | Планируемая сумма
на каждый квартал |
I квартал | ||
Итог: | ||
II квартал | ||
Итог: | ||
III квартал | ||
Итог: | ||
IV квартал | ||
Итог: | ||
Итого на год: |
Приложение №7 Форма оценки эффективности обучения (для сотрудников)
Ф.И.О___________________________________________________________________
1. Название и дата учебного курса, название обучающей компании
____________________________________________________________________________
2. Насколько учебный курс отвечал Вашим ожиданиям? (обведите):
слабо
достаточно хорошо
очень хорошо
превосходно
3. Оцените стиль ведения и компетентность преподавателя:
слабо
достаточно хорошо
очень хорошо
превосходно
4. Оцените организацию учебного курса (помещение, питание, слаженность организации…):
слабо
достаточно хорошо
очень хорошо
превосходно
5. Что Вы ожидали, но не услышали на учебном курсе:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы хотели изменить в учебном курсе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Опишите основные идеи, которые Вы будете использовать в своей работе:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Хотели бы Вы в будущем участвовать в учебных курсах этой компании?
ДА | НЕТ |
9. Посоветовали бы Вы своим коллегам обучение на данном учебном курсе?
ДА | НЕТ |
10. Укажите области знаний и навыков, в которых Вам потребуется дальнейшее обучение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Общее впечатление после обучения – оцените, пожалуйста, по 10-бальной шкале
Плохо Хорошо
Полезность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Доступность изложения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Качество преподавания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Качество раздаточных материалов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Практическая ценность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Насколько хорошо, по вашему мнению, изученный материал соответствует вашей работе (работе подразделения или организации)?
Соответствует в высокой степени | Соответствует в некоторой степени | Соответствует слабо | Не соответствует |
Комментарии: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Сможете ли вы использовать и применить изученный материал в своей повседневной работе?
Смогу использовать в высокой степени | Смогу использовать в некоторой степени | Изученный материал слабо применим в моей работе | Изученный материал неприменим в моей работе |
14. Сможете ли Вы использовать в своей работе знания и навыки, приобретенные в ходе данного тренинга?
ü 100% применимость
ü Частичная применимость
ü Малая применимость
Приложение №8 Форма интервью с Руководителем по оценке эффективности обучения сотрудников
Изменилось ли поведение сотрудника после обучения?
Поведение – как в результате обучения изменилось поведение, действия
участников в рабочей обстановке.
В чем эти изменения?
Результат – каковы осязаемые результаты обучения для организации,
измеренные через сокращение затрат, сроков, улучшение качества и т.д.
Изменился ли результат работы сотрудника после обучения?
Улучшилось ли качество работы? Сроки?
Приложение №9 Заявка на внеплановое обучение
Прошу направить на обучение сотрудника
_________________________________________________________________________________
Ф.И.О.
Структурное подразделение_________________________________________________________
наименование
На учебный семинар по теме ________________________________________________________
в ________________________________________________________________________________ наименование учебного заведения
с «______»________ по «_______»________200__г.
Стоимость учебного семинара составляет ________________________рублей.
Необходимость обучения для данного сотрудника обусловлена
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ожидаемы результаты обучения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Согласовано»:
Непосредственный Руководитель____________________ /___________________/
Руководитель
структурного подразделения ____________________ /___________________/
Директор Департамента
по работе с персоналом ___________________________ /______________ _/