Коэффициенты экономической эффективности ресторана

Эффективность деятельности предприятия по данной методике можно определять как в статике, так и динамике: в статике она определяется с учетом весомости факторов эффективности;
в динамике – по тем же принципам (в качестве исходных данных принимаются показатели на прогнозируемый период), а также путем сопоставления показателей анализируемого объекта с базовым с помощью индексно-индикаторного приема анализа.

Требование неформальности в предполагаемой системе показателей также реализовано, так как она обладает аналитическими возможностями и обеспечивает оценку текущего состояния предприятия и перспектив его развития, что служит основой для повышения эффективности деятельности.

Показатели экономической эффективности деятельности предприятий общественного питания сведены в табл. 10, а показатели социальной его эффективности – в табл. 11.

Таблица 10

Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия общественного питания

Показатель эффективности

Роль показателя в оценке

Расчет показателя

1. Эффективность использования ресурсов

1.1. Коэффициент изменения уровня издержек I(И)

Характеризует динамику изменения издержек

I(И) = Iп/Iп–1,

где Iп  – уровень издержек отчетного года;

Iп–1 – уровень издержек прошлого года

1.2. Коэффициент изменения фондоотдачи I(Ф)

Характеризует эффективность и динамику использования основных фондов

I(Ф) = Фпп–1,

где Фп – фондоотдача отчетного года;

Фп–1 – фондоотдача прошлого года

1.3. Коэффициент изменения оборачиваемости оборотных средств I(ОС)

Характеризует эффективность и динамику использования оборотных средств

I(ОС) = ООСп/ООСп–1,

где ООСп  – оборачиваемость оборотных средств отчетного года;

ООСп–1 – оборачиваемость оборотных средств прошлого года

Окончание табл. 10

Показатель эффективности

Роль показателя в оценке

Расчет показателя

2. Результативность деятельности предприятия общественного питания

2.1. Коэффициент роста розничного оборота предприятия I(ОРТ)

Показывает тенденцию развития (или спада) оборота розничного торгового предприятия

I(ОРТ) = ООПп /ООПп–1,

где ООПп – оборот общественного питания отчетного периода;

ООПп–1 – оборот общественного питания прошлого года

2.2. Коэффициент рентабельности оборота I(R)

Характеризует степень прибыльности оборота общественного питания

I(R)=RО/RО–1,

где RО – рентабельность оборота отчетного года;

RО–1 – рентабельность оборота прошлого года

2.3. Коэффициент рентабельности валового дохода I(RВД)

Характеризует долю прибыли от реализации в валовом доходе

I(RВД) = RВД/RВД–1,

где RВД – рентабельность валового дохода отчетного года;

RВД–1 – рентабельность валового дохода прошлого года

3. Конкурентное положение предприятия

3.1. Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота
к среднему по территории КR

Показывает степень отклонения рентабельности предприятия
от среднеотраслевой

КR = RО/RОср,

где RО – рентабельность оборота предприятия;

RОср – среднеотраслевая рентабельность оборота

3.2. Индекс уровня цен КЦ

Отражает степень отклонения уровня цен предприятия от уровня цен аналогичных предприятий

КЦ = IВД/IВДср,

где IВД – уровень валового дохода предприятия;

IВДср – среднеотраслевой уровень валового дохода

3.3. Доля рынка КДР

Отражает долю предприятия в общем обороте субъектов общественного питания

КДР = ООП/ООПР,

где ООП – оборот предприятия общественного питания;

ООПР – оборот отрасли общественного питания

Читать также:
Фуршет в ресторане

 

 

Таблица 11

Критерии и показатели социальной эффективности деятельности
предприятия общественного питания

Критерии
и показатели эффективности

Роль показателя в оценке

Уровень социальной эффективности

5-й

4-й

3-й

2-й

1-й

1. Качество производственной деятельности

1.1. Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП))

Оценка потребителями качества
продукции

 

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

1.2. Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША))

Оценка потребителями широты
ассортимента продукции

 

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2. Качество сервиса

2.1. Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I (КС))

Оценка потребителями качества сервиса на предприятии

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2.2. Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ))

Оценка потребителями номенклатуры услуг

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2.3. Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО))

Оценка потребителями времени обслуживания

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

3. Качество обслуживания

3.1. Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ))

Оценка потребителями атмосферы предприятия

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

               

 

 

Окончание табл. 11

Критерии
и показатели эффективности

Роль показателя в оценке

Уровень социальной эффективности

5-й

4-й

3-й

2-й

1-й

3. Качество обслуживания

3.2. Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР))

Оценка потребителями удобства режима работы

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

3.3. Коэффициент удовлетворенности уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ))

Оценка потребителями уровня рекламно-информационной работы

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

Для расчета комплексного коэффициента эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов.

Читать также:
Особенности современного интерьера. Декоративно-художественное убранство зала. Интерьер и реклама.

I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания

1. Оценка эффективности использования ресурсов на предприятии общественного питания (Эр):

Эр = k11 I(И) + k12 I(Ф) + k13 I(ОС).

2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Результативность деятельности предприятия общественного питания» (Эр.п):

Эр.п= k21 I(ОРТ) + k22 I(R)+ k23 I(RВД).

3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Конкурентное положение предприятия» (Эк.п):

Эк.п = k31 КR + k32 КЦ + k33 КДР.

 

4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (Кээп):

Кээп = К1 Эр + К2 Эр.п + К3 Эк.п,

где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе анализа положения хозяйствующих субъектов на рынке с использованием метода экспертных оценок. 

II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания

1. Расчет коэффициента по блоку 1 «Качество производственной деятельности предприятия общественного питания» (Экпд):

Экпд= k41I(КП) + k42I(ША)+ k43I(ОА).

2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Качество сервиса на предприятия общественного питания» (Экс):

Экс = k51 I(КС) + k52 I(НУ) + k53 I(ВО).

3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Качество обслуживания на предприятии общественного питания» (Эко):

Эко = k61 I(АТМ) + k62 I(РР) + k63 I(РИ).

4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания (Ксэп) производится по формуле

Ксэп = К4 Экпд + К5 Экс + К6 Эко,

где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе оценок потребителей.

Читать также:
Основные методы увеличения продаж в ресторанном бизнесе 1

Исходя из комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания, можно выделить следующие уровни этого показателя.

  1. Абсолютно эффективное предприятие – теоретическая модель предприятия, которая на рынке максимально продуктивно использует свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 1–0,99.
  2. Высокоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,98–0,85.
  3. Эффективное предприятие – хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,84–0,70.
  4. Низкоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низкорентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,69–0,55.
  5. Неэффективное предприятие – не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится
    в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка эффективности – ниже 0,55.

Преимущество представленной методики состоит в том, что получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения
в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, и на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить стратегии управления по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия общественного питания.

Данная методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки
и квалификации управленцев.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий