...

Коэффициенты экономической эффективности ресторана

Эффективность деятельности предприятия по данной методике можно определять как в статике, так и динамике: в статике она определяется с учетом весомости факторов эффективности;
в динамике – по тем же принципам (в качестве исходных данных принимаются показатели на прогнозируемый период), а также путем сопоставления показателей анализируемого объекта с базовым с помощью индексно-индикаторного приема анализа.

Требование неформальности в предполагаемой системе показателей также реализовано, так как она обладает аналитическими возможностями и обеспечивает оценку текущего состояния предприятия и перспектив его развития, что служит основой для повышения эффективности деятельности.

Показатели экономической эффективности деятельности предприятий общественного питания сведены в табл. 10, а показатели социальной его эффективности – в табл. 11.

Таблица 10

Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия общественного питания

Показатель эффективности

Роль показателя в оценке

Расчет показателя

1. Эффективность использования ресурсов

1.1. Коэффициент изменения уровня издержек I(И)

Характеризует динамику изменения издержек

I(И) = Iп/Iп–1,

где Iп  – уровень издержек отчетного года;

Iп–1 – уровень издержек прошлого года

1.2. Коэффициент изменения фондоотдачи I(Ф)

Характеризует эффективность и динамику использования основных фондов

I(Ф) = Фпп–1,

где Фп – фондоотдача отчетного года;

Фп–1 – фондоотдача прошлого года

1.3. Коэффициент изменения оборачиваемости оборотных средств I(ОС)

Характеризует эффективность и динамику использования оборотных средств

I(ОС) = ООСп/ООСп–1,

где ООСп  – оборачиваемость оборотных средств отчетного года;

ООСп–1 – оборачиваемость оборотных средств прошлого года

Окончание табл. 10

Показатель эффективности

Роль показателя в оценке

Расчет показателя

2. Результативность деятельности предприятия общественного питания

2.1. Коэффициент роста розничного оборота предприятия I(ОРТ)

Показывает тенденцию развития (или спада) оборота розничного торгового предприятия

I(ОРТ) = ООПп /ООПп–1,

где ООПп – оборот общественного питания отчетного периода;

ООПп–1 – оборот общественного питания прошлого года

2.2. Коэффициент рентабельности оборота I(R)

Характеризует степень прибыльности оборота общественного питания

I(R)=RО/RО–1,

где RО – рентабельность оборота отчетного года;

RО–1 – рентабельность оборота прошлого года

2.3. Коэффициент рентабельности валового дохода I(RВД)

Характеризует долю прибыли от реализации в валовом доходе

I(RВД) = RВД/RВД–1,

где RВД – рентабельность валового дохода отчетного года;

RВД–1 – рентабельность валового дохода прошлого года

3. Конкурентное положение предприятия

3.1. Коэффициент соотношения уровня рентабельности оборота
к среднему по территории КR

Показывает степень отклонения рентабельности предприятия
от среднеотраслевой

КR = RО/RОср,

где RО – рентабельность оборота предприятия;

RОср – среднеотраслевая рентабельность оборота

3.2. Индекс уровня цен КЦ

Отражает степень отклонения уровня цен предприятия от уровня цен аналогичных предприятий

КЦ = IВД/IВДср,

где IВД – уровень валового дохода предприятия;

IВДср – среднеотраслевой уровень валового дохода

3.3. Доля рынка КДР

Отражает долю предприятия в общем обороте субъектов общественного питания

КДР = ООП/ООПР,

где ООП – оборот предприятия общественного питания;

ООПР – оборот отрасли общественного питания

 

 

Таблица 11

Критерии и показатели социальной эффективности деятельности
предприятия общественного питания

Критерии
и показатели эффективности

Роль показателя в оценке

Уровень социальной эффективности

5-й

4-й

3-й

2-й

1-й

1. Качество производственной деятельности

1.1. Коэффициент удовлетворенности качеством продукции (I(КП))

Оценка потребителями качества
продукции

 

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

1.2. Коэффициент удовлетворенности широтой ассортимента продукции (I(ША))

Оценка потребителями широты
ассортимента продукции

 

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2. Качество сервиса

2.1. Коэффициент удовлетворенности качеством сервиса (I (КС))

Оценка потребителями качества сервиса на предприятии

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2.2. Коэффициент удовлетворенности номенклатурой услуг (I(НУ))

Оценка потребителями номенклатуры услуг

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

2.3. Коэффициент удовлетворенности временем обслуживания (I(ВО))

Оценка потребителями времени обслуживания

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

3. Качество обслуживания

3.1. Коэффициент удовлетворенности атмосферой предприятия (I(АТМ))

Оценка потребителями атмосферы предприятия

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

               

 

 

Окончание табл. 11

Критерии
и показатели эффективности

Роль показателя в оценке

Уровень социальной эффективности

5-й

4-й

3-й

2-й

1-й

3. Качество обслуживания

3.2. Коэффициент удовлетворенности режимом работы предприятия (I(РР))

Оценка потребителями удобства режима работы

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

3.3. Коэффициент удовлетворенности уровнем рекламно-информационной работы (I(РИ))

Оценка потребителями уровня рекламно-информационной работы

0,99–1,0

0,98–0,85

0,84–0,70

0,69–0,55

0,55 и ниже

Для расчета комплексного коэффициента эффективности предприятия общественного питания рекомендуется поэтапный расчет коэффициентов.

I. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности деятельности предприятия общественного питания

1. Оценка эффективности использования ресурсов на предприятии общественного питания (Эр):

Эр = k11 I(И) + k12 I(Ф) + k13 I(ОС).

2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Результативность деятельности предприятия общественного питания» (Эр.п):

Эр.п= k21 I(ОРТ) + k22 I(R)+ k23 I(RВД).

3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Конкурентное положение предприятия» (Эк.п):

Эк.п = k31 КR + k32 КЦ + k33 КДР.

 

4. Расчет комплексного коэффициента экономической эффективности предприятия общественного питания (Кээп):

Кээп = К1 Эр + К2 Эр.п + К3 Эк.п,

где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе анализа положения хозяйствующих субъектов на рынке с использованием метода экспертных оценок. 

II. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности деятельности предприятия общественного питания

1. Расчет коэффициента по блоку 1 «Качество производственной деятельности предприятия общественного питания» (Экпд):

Экпд= k41I(КП) + k42I(ША)+ k43I(ОА).

2. Расчет коэффициента по блоку 2 «Качество сервиса на предприятия общественного питания» (Экс):

Экс = k51 I(КС) + k52 I(НУ) + k53 I(ВО).

3. Расчет коэффициента по блоку 3 «Качество обслуживания на предприятии общественного питания» (Эко):

Эко = k61 I(АТМ) + k62 I(РР) + k63 I(РИ).

4. Расчет комплексного коэффициента социальной эффективности предприятия общественного питания (Ксэп) производится по формуле

Ксэп = К4 Экпд + К5 Экс + К6 Эко,

где Кi – коэффициенты значимости каждого блока, которые определяются на основе оценок потребителей.

Исходя из комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания, можно выделить следующие уровни этого показателя.

  1. Абсолютно эффективное предприятие – теоретическая модель предприятия, которая на рынке максимально продуктивно использует свой совокупный потенциал, приспосабливая его к окружающей среде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 1–0,99.
  2. Высокоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который наиболее полно реализует свою рыночную политику, занимает на данном рынке лидирующее положение, получает наибольшее признание потребителей, способен развиваться в долгосрочном периоде. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,98–0,85.
  3. Эффективное предприятие – хозяйствующий субъект, занимающий на данном рынке достаточно устойчивое положение, способный противостоять конкурентным силам в сфере реализации своих интересов и быть востребованным в течение среднесрочного периода (до 5 лет). Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности – 0,84–0,70.
  4. Низкоэффективное предприятие – хозяйствующий субъект, который не способен активно противостоять конкурентам, не вносит существенные изменения в свою деятельность, низкорентабельное. Угроза вытеснения его с рынка охватывает период от 1 до 3 лет. Его интегральные показатели экономической и социальной эффективности ниже 0,69–0,55.
  5. Неэффективное предприятие – не соответствует требованиям рынка, имеет низкую эффективность хозяйственной деятельности, не имеет возможности развиваться, находится
    в зоне существенного хозяйственного и коммерческого риска. Интегральная оценка эффективности – ниже 0,55.

Преимущество представленной методики состоит в том, что получение частных и интегральных показателей по каждому блоку дает возможность выявить резервы или достижения
в сфере важнейших направлений деятельности предприятия общественного питания, и на этой основе подтвердить, скорректировать или коренным образом изменить стратегии управления по каждому направлению деятельности. Данная методика позволяет быстро и объективно охарактеризовать эффективность деятельности предприятия общественного питания.

Данная методика комплексной оценки эффективности деятельности предприятия общественного питания базируется на доступной информации и адекватна уровню подготовки
и квалификации управленцев.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий