Таблица 3
Оборот предприятий общественного питания России
(в фактически действовавших ценах)
Год | Оборот, млн руб. | % (в сопоставимых ценах) | ||
к 1990 | к 1995 | к предыдущему | ||
1999 | 59 759 | 29,4 | 84,2 | 86,8 |
2000 | 81 329 | 32,1 | 91,8 | 109,1 |
2001 | 113 717 | 34,9 | 99,7 | 108,6 |
2002 | 148 355 | 37,1 | 106,0 | 106,3 |
2003 | 187 295 | 39,4 | 112,7 | 106,3 |
2004 | 236 960 | 43,4 | 124,1 | 110,1 |
2005 | 308 300 | 44,1 | 124,2 | 111,3 |
2006 | 395 000 | 44,6 | 125,9 | 114,1 |
Как видим, начиная с 1999 г. для оборота предприятий общественного питания характерны непрерывный рост объема продукции и высокие темпы развития.
В 1990 г. большая часть предприятий общественного питания принадлежала государству, 94,5% продукции производилось на государственных и муниципальных предприятиях. Однако за последнее десятилетие это соотношение претерпело значительную корректировку. Оборот общественного питания
в государственном и муниципальном секторах составляет чуть более 10%. В настоящее время основная масса продукции общественного питания производится и реализуется на предприятиях частной формы собственности. Это говорит как о позитивных, так и негативных явлениях.
За последние десять лет изменилась доля товарооборота предприятий в зависимости от форм собственности. В целом по России оборот общественного питания по формам собственности за 1999–2006 гг. складывается следующим образом (табл. 4).
Таблица 4
Оборот общественного питания по формам собственности
(в фактических действовавших ценах), млн руб./% к итогу
Год | Оборот общественного питания, всего | По формам собственности | ||
Государственная | Частная | Другие формы собственности | ||
1999 | 59 759/100 | 10 752/18,0 | 30 451/51,0 | 18 556/31,0 |
2000 | 81 329/100 | 16 512/20,3 | 37 698/46,4 | 27 119/33,3 |
2001 | 113 717/100 | 21 098/18,6 | 55 725/49,0 | 36 894/32,4 |
2002 | 148 355/100 | 23 867/16,1 | 76 040/51,3 | 48 448/32,6 |
2003 | 187 295/100 | 27 312/14,6 | 103 774/55,4 | 56 209/30,0 |
2004 | 236 960/100 | 30 274/12,8 | 136 264/57,5 | 70 422/29,7 |
2005 | 308 300/100 | 39 524/12,0 | 182 511/58,8 | 86 265/29,2 |
2006 | 395 000/100 | 45 545/10,5 | 258 744/61,0 | 90 711/28,5 |
Резкое сокращение доли государственной и муниципальной формы собственности в обороте общественного питания произошло в основном за счет предприятий общественного питания социального назначения (столовых при дошкольных
и учебных заведениях, промышленных предприятиях и т.д.).
Для оборота предприятий общественного питания, как
и оборота розничной торговли, характерны непрерывное увеличение объема продукции и высокие темпы роста
В настоящее время в структуре предприятий общественного питания выделяют крупные, средние и малые предприятия и организации.
Что касается численности работников, занятых на предприятиях общественного питания, то в последние годы наблюдается тенденция роста занятых на малых предприятиях, так как государство активно поддерживает развитие малого предпринимательства, что также подтверждает резкое увеличение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Несмотря на корректировку видов и названий предприятий, в настоящее время в основном сохранилась профессиональная направленность предприятий общественного питания. Увеличение в значительной части происходит за счет системы быстрого обслуживания населения.
Среди социально-экономических показателей уровня жизни населения РФ следует отметить рост среднемесячных доходов, обусловленный увеличением среднего размера зарплаты.
Таблица 5
Основные демографические показатели России, млн чел.
Показатель | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Общая | 147 539 | 146 890 | 146 304 | 145 649 | 144 964 | 144 168 | 143 474 | 142 855 |
Население в возрасте: | ||||||||
моложе трудоспособного | 30 876 | 29 580 | 28 387 | 27 274 | 26 115 | 25 014 | 24 095 | 23 966 |
трудоспособном 2 | 86 263 | 87 172 | 88 040 | 88 515 | 89 206 | 89 896 | 90 218 | 91 342 |
старше трудоспособного | 30 400 | 30 138 | 29 877 | 29 860 | 29 643 | 29 258 | 29 161 | 29 005 |
Миграционный прирост, убыль (–) населения | 1,8 | 2,5 | 1,9 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,6 |
Примечания: 1Данные за 1990, 1995–2002 гг. пересчитаны
с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г. Оценка на 1 января соответствующего года.
2 Мужчины – 16–59 лет; женщины – 16–54 лет.
Этот рост сопровождается увеличением спроса на продукцию общественного питания, выражающимся через рост среднедушевого оборота общественного питания. Повышение спроса также связано с ростом величины прожиточного минимума, что объясняется влиянием инфляционных процессов.
Приведенные показатели позволяют сделать вывод: численность населения РФ имеет тенденцию к сокращению, что частично компенсируется миграцией. Однако положительным фактором является рост трудоспособного населения, которое в основном и является потребителем продукции предприятий общественного питания.
В последние годы в отрасли общественного питания происходят заметные изменения: по сравнению с началом 1990-х годов сеть предприятий общественного питания увеличилась, повысились показатели обеспеченности сети, улучшились качество и организация обслуживания. Рост благосостояния, возросшая деловая активность, ускоряющийся темп жизни, изменение менталитета россиян с ориентацией на западный деловой образ жизни, необходимость более экономного использования рабочего времени – все это обусловливает активное развитие сети общественного питания.
Одной из ключевых тенденций последних лет стало привлечение инвестиций в индустрию питания. К отрасли проявляют определенный интерес крупные российские и иностранные инвесторы. Одной из тенденций развития общественного питания становится рост доли сетевых проектов. По разным оценкам, доля сетевых предприятий составляет 25–35% предприятий общественного питания и продолжает увеличиваться.
Ежегодный прирост сети предприятий быстрого обслуживания по стране в целом составляет около 20–25% – такая ситуация держится уже несколько лет и, очевидно, сохранится
в ближайшие годы. Высокие темпы роста российской сети предприятий быстрого питания обеспечиваются появлением новых ресторанов, в первую очередь в новых торговых центрах,
с размещением в них фуд-кортов, и открытием отдельных ресторанов самообслуживания.
Сегмент элитных ресторанов на сегодняшний день является наименее динамичным в отрасли. Эксперты объясняют сокращение элитных ресторанов насыщением рынка.
Кроме того, в ресторанном бизнесе в течение последних лет наблюдается тенденция к смещению акцента известных рестораторов с сегмента элитных в сегмент демократичных ресторанов. Рестораны среднеценового сегмента превалируют
на рынке. В регионах тенденция к увеличению доли заведений среднеценового сегмента еще более заметна. Наиболее динамично развиваются демократичные рестораны, имеющие ярко выраженную специализацию по кухне.
Сеть организаций общественного питания продолжает развиваться. В настоящее время она представлена разнообразными типами предприятий: это рестораны, бары, кафе, пиццерии, кофейни, столовые, закусочные, предприятия выездного обслуживания, предприятия быстрого обслуживания, что обусловлено разнообразием предоставляемых населению услуг.
Тенденции развития сети общественного питания:
1) развитие общедоступной сети организаций общественного питания, включая сеть предприятий быстрого питания, ориентированных на различные слои населения и расположенных в местах массового отдыха населения, парковых зонах, вдоль автомагистралей, на вокзалах;
2) восстановление сети предприятий, обеспечивающих питанием учащихся, а также сельских жителей;
3) создание сети предприятий общественного питания, принадлежащих предприятиям торговли, с целью увеличения объема товарооборота и доходов субъектов рынка; особенно это касается предприятий быстрого питания при торгово-развлекательных комплексах, а также отделов кулинарии;
4) развитием предприятий с национальной кухней, фирменной сети предприятий, а также дополнительных форм обслуживания – кейтеринг, доставка продукции на дом.
Перечисленные тенденции обусловливают появление новых видов организаций общественного питания, рост конкуренции между ними, поглощение неконкурентоспособных.
Развитие общественного питания сдерживают следующие факторы: несовершенство системы налогообложения, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватка производственных и складских помещений, недостаток у хозяйствующих субъектов собственных оборотных средств.