Федерация, земли и общины должны выполнять разнообразные общественные задачи. Для этого им нужны финансовые средства, которые поступают в основном из общественно-правовых отчислений. К общественно-правовым отчислениям относятся:
- налоги
- сборы и пошлины
- дополнительные налоги
Налоги являются главным источником общественного дохода. В порядке взимания налогов в ст. 3,1 «Общие положения» написано: «Налоги это денежные платежи, которые не представляют собой вознаграждение за некую особую услугу и возлагаются общественно-правовым коллективом для получения дохода на всех, кто по закону должен отчислять денежные средства; получение дохода может быть второстепенной целью». Размер налогов зависит от действующей системы налогообложения и народнохозяйственного развития Федеративной республики. При этом налоговая квота выражает отношение налоговых поступлений к валовому национальному продукту. В настоящее время налоговая квота составляет 22 % (по состоянию на 2004 год и предположительно на 2005 год). Однако для определения обложения следует учитывать не только налоги, но и иные отчисления, в особенности бремя расходов на социальные нужды (в 2002 году они составили 36 %).
Правда, сборы и взносы также являются общественно-правовыми отчислениями, однако за них граждане получают ответную услугу, например, взносы социального страхования, курортные сборы, паспортный сбор, регистрационные пошлины.
Дополнительными налогами являются, например, суммы, начисляемые за просрочку отчислений в бюджет, проценты, пени за просрочку платежей, штрафы и иные отчисления согласно Таможенному кодексу.
С производственно-экономической точки зрения общественно-правовые отчисления, и, прежде всего, налоги, отражаются на гостиничном и гастрономическом бизнесе в связи с необходимостью безвозмездно выполнять административные функции и привлекать экспертов для осуществления налоговых расчетов. При этом частично налоги носят для предприятия затратный характер (например, налог на транспорт), частично они являются вложением прибыли (например, налог с прибыли, коллективный налог), частично нейтральным применением (например, налоги на земельный участок, которые служат как вложение капитала), и частично они являются текущей статьей расхода (например, подоходный налог, налог с оборота). Налоговая политика предприятия преследует цель снижения налогового бремени и отсрочки уплаты налогов.
Виды налогов различаются по следующим критериям:
———————————————————————————————————————
критерий вид налога пример/ разъяснение
———————————————————————————————————————
предмет поимущественный личные налоги имеют отношение к
налогообложения налог гражданам, например, налог с при-
предметом являются были, корпоративный налог, налог
ценности, имущество на наследство
прямые реальные налоги имеют
отношение к объектам, например,
налог на вид деятельности, налог
на землю
транспортные налоги правовые и экономические
процессы, например, налоги с
оборота
налоги на потребление товаров, например,
потребительские налог на нефть, на табачные
товары изделия, на пиво, на шампанское,
на кофе
———————————————————————————————————————
способ прямые налоги налоговый должник =
взимания налогоплательщик,
например, налог с прибыли, корпора-
тивный налог, налог на наследство
косвенные налоговый должник не равен налогоплательщику,
например, налог с оборота, на землю,
на нефть, на табачные изделия, на
пиво, на шампанское
——————————————————————————————————————–
возможность налоги могут быть взысканы,
взимания предприятия например, налог на транспорт
предприятия
личные должны взиматься с прибыли,
налоги например, подоходный, корпоративный
налог
———————————————————————————————————————
получатель федеральные например, налог на нефть, на
налога налоги табачные изделия
региональные например, налог на транспорт,
налоги на пиво
налоги общин например, налог на вид деятельности
церковные покрытие общественных церковных
налоги потребностей религиозной общины
коллективные например, подоходный, корпоративный
налоги налог, налог с оборота
———————————————————————————————————————
форма налоги, установ- формальное налогообложение
взимания ленные по методу например, налог с прибыли
формального
распределения
налоги с различных взимается в источнике налога,
источников дохода например, подоходный налог,
налог на доход с капитала
———————————————————————————————————————
Налоговым должником является лицо, которое должно отчислять налог в казну. Налогоплательщиком является лицо, которое фактически платит налоги.
За последние два года налоговые поступления Федеративной Республики Германии составили:
———————————————————————————————————————
Налоговые хозяйственный год изменение по ср.
поступления в млн. € с предыдущим
по налоговому годом
суверенитету
———————————————————————————————————————
2004 2003 в млн. € в %
———————————————————————————————————————
Коллективные налоги1 320 130 306 648 – 4518 – 1,5
Федеральные налоги1 84 554 86 608 – 2054 – 2,4
Региональные налоги 19 774 18713 1061 5,7
Налоги общин2 33 321 27 392 5929 21,6
Пошлины 3059 2877 182 6,3
———————————————————————————————————————
Сумма налоговых 442 838 442 238 600 0,1
поступлений
———————————————————————————————————————
1 Включая налогообложение за занятие определенным видом деятельности (обычное и повышенное)
2 Без налогообложения за занятие определенным видом деятельности (обычного и повышенного)
Источник: Monatsbericht des Bundesministeriums für Finanzen, Juli 2005
Поскольку на Федерацию, земли, общины и ЕС возлагаются определенные задачи, налоги распределяются следующим образом:
———————————————————————————————————————
распределение хозяйственный по сравнению с
налоговых год предыдущим годом
поступлений в млн. €
———————————————————————————————————————
2004 2003 в млн. € в %
———————————————————————————————————————
федерация1 186 950 191 935 – 4985 – 2,6
земли1 179 869 177 577 2292 1,3
общины 56 379 51 801 4578 8,8
ЕС 19 640 20 925 – 1285 – 6,1
Сумма налоговых
Поступлений 442 838 442238 600 0,1
———————————————————————————————————————
1 после дополнительных федеральных ассигнований
Источник: Monatsbericht des Bundesministeriums für Finanzen, Juli 2005
При этом финансовое соглашение, то есть распределение налоговых поступлений между звеньями финансовой системы Федеративной Республики Германии – федерацией, землями и общинами – имеет большое значение. Соглашение регулируется законом о распределении финансов. Сначала налоговые сборы делятся между федерацией и землями (вертикальное распределение налогов). Затем происходит горизонтальное распределение налогов между землями (земельное финансовое соглашение). Дополнительные федеральные дотации предоставляются землям, нуждающимся в финансовой поддержке.