...

Оценка состояния системы школьного питания – выводы

Реформа школьного питания в России

Комбинаты питания  “под ключ” создает корпорация “Магнат”

По данным наших исследований, лишь 15% учащихся бесплатно получают горячую пищу один раз в день и менее 1% получают дважды. Число детей, желающих приобретать горячие блюда за собственные деньги составляет 26% от общего числа учащихся. 22% школьников не пользуются услугами столовых и буфетов в образовательных учреждениях.

В образовательных учреждениях республики всего 68 682 учащихся, в  г.Петрозаводск обучается 24 601 ученик, в сельской местности обучается 15 538 учеников.

Горячим питанием в школах Республики охвачено  42 % всего количества учащихся Карелии.

Питание детей из малообеспеченных и многодетных семей (16% питающихся), оплачивается за счет местного и федерального бюджетов.

Анализ состояния питания в образовательных учреждениях республики показывает, что в рационе детей практически отсутствуют необходимые для здоровья продукты: творог, рыба, фрукты, овощи. Перебои наблюдаются с молоком, мясом (от 30% до 50% этих продуктов дети недополучают).

Недостаточное финансирование в сочетании с прогрессивным ростом цен на продукты питания не позволяют увеличивать число школьников, получающих горячее питание. В основном питание учащихся осуществляется за счет родительских взносов. Имеет место замена горячего питания буфетной продукцией.

Актуальным остается вопрос оснащения пищеблоков в большинстве образовательных учреждений республики технологическим, холодильным оборудованием, кухонным и разделочным инвентарем. Имеющееся оборудование изношено, нуждается в ремонте или замене. В 90% учреждений образования отсутствует специализированный транспорт для перевозки продуктов питания.

Нарушение традиционно сложившейся структуры гарантированного товароснабжения пищеблоков образовательных учреждений привело к нерегулярной поставке в достаточном ассортименте продуктов. Оптовые базы, продовольственные магазины, не имея экономической заинтересованности, обеспечивают столовые образовательных учреждений продовольственными товарами без учета требований сбалансированности детского питания. В отдельных районах республики продолжается “само обеспечение” продуктами питания.

Однако существующая практика закупа продуктов у колхозов и совхозов, частных лиц не оправдывает себя, более того, создает опасность пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний, отмечается ухудшение качества продуктов как по санитарно-химическим, так и микробиологическим показателям.

Основную группу проблем, связанных с нарушением поставок продуктов питания в образовательные учреждения (случаи поставки продуктов низкого качества; нарушение санитарных норм и правил хранения продуктов питания на складах поставщиков; доставка продуктов питания без холодильного оборудования; несоблюдение графика завоза продуктов и т.д.), можно решить созданием комбинатов школьного питания с заключением ими договоров на прямые поставки продуктов из организаций, фермерских хозяйств, определением на конкурсной основе поставщиков продуктов питания. Новый порядок формирования заказов по конкурсному отбору повысит ответственность участников за качество выполнения заказа, а главное – обеспечит стабильность в ценовой политике.

При оценке рационов питания детей в образовательных учреждениях республики выявляются нарушения соотношения основных питательных веществ, продолжается вытеснение горячего питания буфетной продукцией, что не может заменить полноценного рационального питания в течение дня при растущей психологической и эмоциональной нагрузке, и, безусловно, негативно отражается на здоровье детского населения.

Нормативно-правовой базой обеспечения организации питания обучающихся, воспитанников республики являются Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Карелия, законы Российской Федерации и Республики Карелия “Об образовании”, указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Карелия, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Карелия и другие.

Однако одна из проблем в организации питания учащихся связана с недостаточной правовой базой на республиканском уровне.

Следует отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1119 “О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода” в части обеспечения школьных столовых йодированной солью и пищевыми продуктами, обогащенными микронутриентами, выполняется частично.

В условиях недостатка необходимых средств органы управления образованием республики не имеют возможности организовать правильное рациональное питание, которое является одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся и воспитанников, их гармоничного, физического и умственного развития. Питание обучающихся не в полной мере удовлетворяет потребность растущего организма в полноценных белках группы В, в витаминах А и С, жирах, превалирует углеводная пища.

Создающийся в результате дефицит полноценных белков, витаминов, минеральных веществ, микроэлементов (в частности, йода и железа), избыточное потребление насыщенных жиров, углеводов, нерациональное питание приводят к росту алиментарно-зависимых заболеваний.

В целом питание обучающихся характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Дефицит витаминов часто достигает 80% от возрастных норм.

В условиях экономической реформы, демонополизации отрасли общественного питания и коммерциализации ее предприятий, неуправляемого роста цен на продукты, повышения тарифов на различные услуги система организации питания учащихся в Республике Карелия оказалась в трудном положении, и требует государственной поддержки.

Основные дотации на питание, выделенные из местных бюджетов, являются крайне ограниченными, что вызывает серьезные нарушения в структуре питания школьников многие из которых в течение дня не получают горячую пищу.

Отдельно обращает на себя внимание необходимость повышения имиджа школьного питания и его работников. Сложность задач школьного питания никак не соотносится с уровнем заработной платы, которая ниже критической. Этим объясняется отсутствие еще более квалифицированной смены, умеющей современно мыслить и работать.

Эффективность решения проблемы организации питания учащихся напрямую зависит от выбора и соответствующей реализации индустриальной концепции реформы школьного питания в Республике Карелия.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий