- ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛОВОЙ ИЛИ ФРИ ФЛО В ОФИСНОМ ЦЕНТРЕ
- Кризис 1998 года. Рост рынка полуфабрикатов
- Эксперты видят множество причин снижения темпа роста рынка замороженной продукции
- Обеденный перерыв в офисе. Где поесть?
- Остановимся подробнее на первом формате
- Каковы критерии успешности формата организации офисного питания?
Слово редактора
Питание в офисах и доставка готовой еды на дом становится одним из наиболее привлекательных направлений в индустрии питания. Уже почти ушли те времена, когда в контору приглашалась “бабушка”, которая на двух комфорках готовила “домашние” обеды для сотрудников.
- Во-первых, появилась возможность выйти в близлежащий ресторанчик, бар или кафе и перекусить бизнес – ланч.
- Во-вторых, сегодня в поисковике “Яндекс”, при поиске по словосочетанию “доставка обедов в офис” выпадает около миллиона ссылок!
- В третьих, в соседнем магазине к услугам клерка- все многообразие замороженных обедов, растворимых супов, пицц, лазаний и прочего замороженного изобилия. Таким образом, у человека, проводящего треть жизни на работе появился существенный выбор.
Рынок доставки обедов сегодня, насколько привлекателен для начинающих, настолько же и конкурентен. На этом рынке много игроков корпоративного кейтеринга, много конкурирующих продуктов, наконец, много трудностей в организации самого процесса доставки, особенно в крупных городах. О всех особенностях данного сегмента индустрии питания – данный раздел.
ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ СТОЛОВОЙ ИЛИ ФРИ ФЛО В ОФИСНОМ ЦЕНТРЕ
В Москве по данным pitportal, около 5,5 миллионов офисных сотрудников, включая служащих государственных учреждений. Около 5000 000 постоянно прибегают к услуге общественного питания во время обеда. Учитывая, что объем среднего обеда составляет 450 г, включая салат, первое, второе блюдо, напиток, Москва потребляет около 2250 тонн готовой еды в обеденное время в день. Рынок питания офисных сотрудников является одним из самых быстро растущих в индустрии питания сегодня. По оценкам экспертов рост рынка в среднем по стране составляет около 25% в год. Этому эффекту есть вполне логичные объяснения.
Кризис 1998 года. Рост рынка полуфабрикатов
Как все мы помним, последствия кризиса 1998 года привели к существенному развитию отечественного рынка переработки продуктов питания. Период с 1998 по 2004 год – время становления национальных брендов, прихода брендов западных и, так называемые «битвы титанов» на пивном рынке, рынке безалкогольных напитков и, как не странно, на рынке замороженных полуфабрикатов. Рост рынка полуфабрикатов – котлет, пельменей, вареников, в 2000 году составлял около 30% в год. Петербургские, московские и новосибирские гиганты инвестировали колоссальные деньги в федеральную телерекламу, техническое перевооружение производств, создание разветвленной региональной сбытовой сети, создание логистическо – складских центров.
С ростом конкуренции, появлением небольших региональных производителей, вступивших в борьбу за покупателя, качество продукции стало неизменно ухудшаться, управление издержками многими производителями привело к потере потребительского спроса на отдельные марки и бренды. Рынок помнит множество примеров громких и ярких выходов на рынок отдельных торговых марок и их быстрое и бесславное падение.
Эксперты видят множество причин снижения темпа роста рынка замороженной продукции
К ним относят:
- разобщенность и фрагментарность рынка;
- уменьшение возможностей региональных дистрибуторских компаний;
- высокую конкуренцию федеральных и региональных брендов (на рынке пельменей, например, насчитывается порядка 2,5 тыс. мелких торговых марок и 650 производителей);
- сложные схемы логистики и не хватка мощностей низкотемпературного хранения;
При этом мало кто упоминает, что за эти годы произошли серьезные изменения в психологии поведения потребителя, сменились критерии выбора продуктов питания, изменился состав потребительской продуктовой корзины среднестатистического россиянина, выросли доходы населения, повысилась деловая активность населения.
С ростом доходов наших граждан появилась большая избирательность, появилось понятие «конкуренции аналогичных продуктов питания». Например, домохозяйка, стоящая перед выбором – купить пачку пельменей на ужин, или приготовить блюда из недорогого замороженного мяса, зачастую принимает решение в пользу последнего, жертвуя своим временем на приготовление пищи, но обеспечивая семью качественной едой. 1998 – 2000 гг. – время рождения почти всех самых известных демократичных форматов в индустрии питания.
Индустрия замороженных полуфабрикатов вступает в фазу конкуренции с индустрией общественного питания, чьи темпы роста в этот период не уступают росту промышленной переработки продуктов. У потребителя появляется возможность выбирать между замороженной котлетой и гамбургером, между пельменями и готовым кулинарным блюдом. Еще год назад почти все молодые сотрудники центрального офиса «Магната», по моим наблюдениям покупали в обед готовые замороженные блюда – типа бренда «Сытоедов». Мы установили дополнительные микроволновые печи, потому что 2 прежние не справлялись.
Сегодня почти все ребята ходят питаться в многочисленные кафе, выросшие как грибы в близости с офисным центром. В конкуренции свежий продукт – замороженный продукт безусловно уверенно побеждает первый. Такая тенденция свойственна для всех развитых стран мира и она будет неизбежно укрепляться.
Обеденный перерыв в офисе. Где поесть?
Сегодня сегмент питания а офисе в крупных городах представлен во всем многообразии форматов, ценовых категорий, места и способа оказания услуги общественного питания. Условно форматы офисного питания можно разделить на два:
- питание на территории офиса (на рабочем месте, в корпоративной столовой, в кафе при бизнес – центре);
- питание вне офиса.
Второй вариант интересует нас в меньшей степени, поскольку предполагает питание в кафе, ресторане, столовой где – то в городе, поблизости от работы. Мы лишь отметим, что формат питания вне работы (бизнес – ланчи в ресторанах, кафе по системе фри – флоу, кулинарии при супермаркетах и т.д.) составляют все большую и большую конкуренцию формату 1 – питанию внутри офисного здания.
Остановимся подробнее на первом формате
Что побуждает людей питаться в офисном здании, а не обращаться к услугам предприятий питания вне работы? Прежде всего – недостаток свободного времени. Сегодня новые экономические реалии, необходимость зарабатывать деньги заставляют большинство менеджеров ценить свое свободное время. Именно поэтому услуга доставки продукции в офисы или питание в офисных учреждениях никогда не перестанет быть актуальной. В период кризиса 1998 года родилась новая традиция.
Те владельцы компаний, которые хотели хоть как-то обеспечить своих сотрудников социальными условиями труда, открывали прямо в офисах небольшие кухоньки с двухкомфорочной плитой. В офис приглашалась женщина, которая готовила 30-50 «домашних» обедов для сотрудников, самостоятельно закупая продукты питания в магазине или на рынке. Позднее эта тенденция укоренилась и даже приобрела достаточно цивилизованный формат. В офисах оборудовали полноценные столовые с линиями раздачи и небольшим производством.
В начале 2000-х годов в России стало появляться все больше и больше бизнес центров. Сегодня ни одно вновь возводимое здание офисного предназначения не обходится без большой столовой, кафе, или предприятия быстрого обслуживания по системе фри-флоу. Как правило, управляющая компания бизнес – центра сама не занимается организацией питания, а приглашает стороннего оператора. Оператор офисного питания, как правило, самостоятельно занимается проектированием объекта, закупкой технологического оборудования и инвентаря, мебели и предметов интерьера. Владелец здания предоставляет только отремонтированное помещение зала.
Каковы критерии успешности формата организации офисного питания?
- система фри – флоу, шведский стол (или салат – бар), линия раздачи, островная система самообслуживания (охлаждаемые столы и мармиты);
- одинаковая стоимость на все блюда (группы салатов, супов, закусок, вторых блюд); большие порции блюд (пусть с меньшей себестоимостью, но большие по размеру);
- неизменно горячая подача вторых блюд; часто меняющийся ассортимент;
- возможность заказать бизнес – ланч и блюда по меню;
- высокая скорость обслуживания;
- свежесть и качество продукции;
- предупредительность персонала.
При этом, объект, который вы взяли в аренду работает преимущественно в обеденное время. Что делать в не загруженные часы, в вечернее время? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этом разделе.