Потребительские ожидания в России в IV квартале 2008 года
Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России.Индекс потребительской уверенности
Снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу
На возможные положительные изменения в экономике указали примерно 15% опрошенных (против 23% в IV квартале 2007г.). Негативных изменений в экономике ожидают более 35% респондентов, что почти на 19 процентных пунктов выше уровня IV квартала 2007 года.Индекс произошедших изменений в экономике России составил (-30%) против (+2%) в IV квартале 2007 года.
Доля респондентов, указавших на ухудшение экономической ситуации в стране, составила более 55% от числа опрошенных (в IV квартале 2007г. — 24%). Доля респондентов, положительно оценивающих произошедшие изменения экономической ситуации, составила 14% против 31% в IV квартале 2007 года.Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении
Ухудшение личного материального положения прогнозирует почти четверть опрошенного населения (против 17% в IV квартале 2007г.). Доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев, составила 9% (12% в IV квартале 2007г.). Почти 40% от числа опрошенных считают, что их материальное положение не изменится.
Индекс произошедших изменений в личном материальном положении
Доля респондентов, положительно оценивающих изменение своего материального положения в течение года, составила 14% против 18% в IV квартале 2007 года. Доля лиц, считающих, что их материальное положение ухудшилось, составила 33%.
По сравнению с IV кварталом 2007г. индекс оценки текущего личного материального положения не изменился и составил (-17%), индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился на 9 процентных пунктов, составив (-26%).
Снижение индекса потребительской уверенности по сравнению с IV кварталом 2007г. наблюдалось во всех возрастных группах населения, но в наибольшей степени у молодежи в возрасте 16-29 лет (на 18 процентных пунктов).
Среди лиц среднего (от 30 до 49 лет) и старшего (от 50 лет и старше) возрастов индекс уменьшился на 17 и 12 процентных пунктов соответственно.
Индекс произошедших изменений в экономике России понизился у молодежи на 38 процентных пунктов, лиц среднего возраста — на 32 процентных пункта, лиц старшего возраста — на 26 процентных пунктов, составив (-29%), (-31%) и (-28%) соответственно.Индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России
Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС1)
|
Ноябрь |
|
2007г. |
2008г. |
|
Россия |
-5 |
-20 |
Австрия |
11,9 |
-15,3 |
Бельгия |
-6,2 |
-19,6 |
Великобритания |
-4,1 |
-26,8 |
Венгрия |
-50,9 |
-54,3 |
Германия |
3,2 |
-14,7 |
Греция |
-29 |
-55,3 |
Дания |
13 |
-2,9 |
Испания |
-17 |
-43,8 |
Люксембург |
5,8 |
-11,9 |
Италия |
-21,5 |
-25,9 |
Нидерланды |
10,9 |
-13,3 |
Польша |
-1,9 |
-16,1 |
Португалия |
-37,4 |
-47,5 |
Словакия |
-8,0 |
-26,9 |
Финляндия |
16,4 |
-2,1 |
Франция |
-11,1 |
-29,3 |
Чехия |
-8,7 |
-13,8 |
Швеция |
17,6 |
-7,0 |
_________________
1) По всем странам, кроме России, источник информации: Business and Consumer Survey Results. EUROPEAN.
Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998г. ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс. человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.Анкета обследования
— определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошие, очень благоприятные/очень плохое, совсем неблагоприятные);
— скорее положительные или скорее отрицательные (хорошие, скорее благоприятные/плохое, скорее неблагоприятные);
— нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).
Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.
Частные индексы рассчитываются на основе сведения баланса оценок респондентов (в процентах) по соответствующему вопросу анкеты.Баланс оценок
Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1-2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3-4), благоприятности условий для крупных покупок (5).
Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.
представляет собой разность между суммой долей (в процентах) определенно положительных и Ѕ скорее положительных ответов и суммой долей (в процентах) определенно отрицательных и Ѕ скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы не принимаются во внимание. включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ
у молодежи, лиц среднего возраста и в старшей возрастной группе составил (-14%), (-20%) и (-22%) соответственно. снизился до (-13%) против (-7%) в IV квартале 2007 года. составил (-14%), что на 8 процентных пунктов ниже уровня, отмеченного в IV квартале 2007г. (-6%).составил (-19%) и уменьшился по сравнению с IV кварталом 2007г. (+2%) на 21 процентный пункт., отражающий совокупные потребительские ожидания населения, упал в IV квартале 2008г. до (-20%). По сравнению с III кварталом 2008г. индекс снизился на 21 процентный пункт, с IV кварталом 2007г. — на 15 процентных пунктов. Наблюдаемый уровень индекса примерно соответствует показателям IV квартала 2000г. (-17%). по материалам Федеральной Службы Государственной Статистики РФ www.gks.ru