Цели и задачи учета и отчетности
Производственный учет и отчетность это центр, куда стекается информация со всех подразделений предприятия.
Подразделения производственного учета и отчетности
Из всего многообразия задач производственного учета и отчетности особого внимания, как показала практика, заслуживают следующие направления:
- бухгалтерия и сведение баланса
- предварительная смета расходов и учет общего объема произведенной продукции и предоставленных услуг
- производственно-экономическая статистика и сравнительный расчет затрат и эффективности
- производственно-экономические расчеты по планированию
На практике различают финансовый и производственный учет и отчетность. В финансовый учет и отчетность входят бухгалтерия и сведение баланса, который в подавляющем большинстве случаев регулируется законами и охватывает все процессы между предприятием и внешним миром. Речь идет в данном случае о периодическом учете и отчетности. Задача финансового учета состоит в определении состояния и изменений вложенного и оборотного капитала, а также собственного и привлеченного капитала. В конце года бухгалтерия должна составить баланс и в сводной ведомости прибылей и убытков показать источники доходов или расходов.
Производственный учет и отчетность должны быть приравнены к предварительной смете расходов и учету общего объема произведенной продукции и предоставленных услуг, которая не регулируется законодательными предписаниями и относится, прежде всего, к процессам внутри предприятия. При этом она должна правильно подсчитать и отразить затраты и объемы. Для этого разработаны учет видов затрат, учет затрат по месту их возникновения и операционное ведение счетов по носителям затрат, а также смета общего объема произведенной продукции и предоставленных услуг. Бухгалтерия предприятия составляет документы для оценки и контроля затрат и объема произведенной продукции и предоставленных услуг и эффективности работы предприятия. Тем самым облегчается процесс принятия решений, особенно ценообразования.
Обе сферы взаимосвязаны, например, закупка сырья (продуктов) и его расходование. Стрелками обозначены важнейшие информационные потоки. О
предварительной смете расходов и учете общего объема произведенной продукции и предоставленных услуг речь пойдет в главе 2.5.5.
Основной целью производственно-экономической статистики и сравнительного расчета затрат и эффективности является выявление производственных показателей. Показатели служат для определения предыдущего уровня развития, а значит и для контроля на предприятии и обзора рынка. Статистика создает основы для производственного планирования (планирования затрат).
В производственно-экономических расчетах по планированию в качестве основных принципов используются результаты бухгалтерского учета и учета затрат. А ведь предсказать, как будет развиваться предприятие в будущем, очень трудно. При этом необходимо учитывать объем рынков, как то объем потребления, состояние конкуренции и колебания конъюнктуры.
Основы бухгалтерского учета
В Торговом кодексе (ТК) и налоговом законодательстве (Правила взыскания налогов, сборов и пошлин, законодательство о подоходном налоге) прописано, кто обязан вести бухгалтерский учет. Согласно коммерческому праву, все полноправные коммерсанты (коммерсанты, обладающие всеми правами и атрибутами согласно Торговому кодексу), то есть все предприниматели, зарегистрированные в Торговом реестре, обязаны вести два вида бухгалтерского учета. Правила взыскания налогов, сборов и пошлин (ст. 160,1 ПВН) подтверждают, что это обязательство возлагается на указанных лиц не только предписаниями Торгового кодекса, но и налоговым законодательством. Следовательно, обязанность вести (наглядный) бухгалтерский учет вытекает из Торгового кодекса. Кроме того, Правила взыскания налогов, сборов и пошлин (ПВН) устанавливают предельные значения сбыта и прибыли согласно налоговому законодательству.
Лица, обязанные вести бухгалтерский учет
(в рамке)
Лица, обязанные вести бухгалтерский учет
- согласно Торговому кодексу, все полноправные коммерсанты
- согласно налоговому законодательству,
— все полноправные коммерсанты
— все предприятия, отвечающие
критерию:
. оборот > 350 000,00 €
. прибыль > 30 000,00 €
Тот, кто не выходит за названные пределы, должен вести только так называемое сальдирование, то есть расчет доходов и расходов, и рассчитывать из него профицит (прибыль или убыток).
Обязанность вести (наглядный) бухгалтерский учет предъявляет к предпринимателю следующие требования:
(в рамке)
Требования
- Предписания Торгового кодекса
– обязанность вести (наглядный) бухгалтерский учет ст. 238 ТК
– составление инвентаризационной описи ст. 240, 241 ТК
– составление годового баланса ст. 242-245 ТК
– оценка имущества и долгов ст. 252-256 ТК
– формальные предписания ст. 239, 246-251, 257-262 ТК
- Предписания налогового законодательства
– аналогичные Торговому кодексу
– ведение книги прихода и расхода товаров ст. 143, 144 ПВН
Лицо, обязанное вести бухгалтерский учет, должно учитывать принципы надлежащего бухгалтерского учета:
- Бухгалтерский учет должен быть правдивым и правильным, ст. 238 ТК
- Бухгалтерский учет должен быть ясным и прозрачным, ст. 239,1; 246,2 ТК
- Деловые сделки следует учитывать в полном объеме, точно, своевременно и ответственно, ст. 239,2 ТК
- Изначальное содержание записей в бухгалтерской книге не должно быть неразборчивым, ст. 239,2 ТК
- Надлежащее хранение бухгалтерской учетной документации (см. график), ст. 239,4 ТК
- Недопустимы записи без подтверждений, ст. 147 ПВН, ст. 257 ТК
- Кассовый приход и расход должен фиксироваться ежедневно, ст. 148,1 ПВН
- Инвентаризация в начале работы коммерческого предприятия и в конце каждого финансового года, ст. 240 ТК.
В Торговом кодексе и налоговом законодательстве регламентируется хранение финансовой документации. В таблице указаны соответствующие сроки:
__________________________________________________________________
Обязанности по хранению финансовой документации
_____________________________________________________________________
по коммерческому законодательству по налоговому законодательству
_____________________________________________________________________
документы согласно хранить согласно документы согласно хранить
ст. 257 п. 1 ТК ст. 257 п. 4 ТК ст. 147 п. 1 ПВН согласно
ст. 147 п. 3 ПВН
______________________________________________________________________
коммерческие книги, книги и записи,
инвентаризационные инвентаризационные
описи, расчет прибыли описи, балансы, расчет
и убытков, распоряжения 10 лет прибыли и убытков, 10 лет
руководства и распоряжения особенность:
организационная руководства и другие приостановление
документация организационные срока давности
документы
Подтверждения записей в Подтверждения записей в
бухгалтерские книги бухгалтерские книги
______________________________________________________________________
входящие коммерческие входящие коммерческие
письма письма
Копии исходящих 6 лет Копии исходящих 6 лет
коммерческих писем коммерческих писем
Другие документы, особенность:
имеющие отношение к приостановление
налогообложению срока давности
_____________________________________________________________________
Источник: Bornhofen, Manfred Buchführung 1, 11. Auflage Wiesbaden