...

Руководство предприятием. Часть первая

Процесс постановки цели

Руководство предприятием это, прежде всего, постановка достижимых целей и создание предпосылок для их достижения. Постановка целей предприятия определяет направление и развитие предприятия. При этом на процесс постановки целей предприятия влияет не только его руководство, но и вкладчики капитала, сотрудники, клиенты, общественность, а также этические мотивы. Но, в конечном счете, решения принимает руководство предприятия.

Решения, принимаемые в отношении постановки цели, предполагают наличие знаний о системе целей.

Существуют следующие виды целей:

  1. максимизация прибыли – стремиться к получению максимальной прибыли
  2. расширение доли участия в рынке
  3. удовлетворение потребностей
  4. ликвидность в финансовой сфере
  5. снижение затрат
  6. сохранение предприятия
  7. гарантия  рабочих мест
  8. престижность в глазах общественности

Эти общие постановки целей и их приоритетность могут уточняться для конкретных предприятий. Цель, поставленная перед предприятием, дает представление о виде, количестве и периоде предоставления благ и услуг, которые предприятие выставит на рынок сбыта. Поставив имущественную цель, можно ответить на вопрос о том, что и в каком количестве станет производить данное предприятие. Гостиницы и рестораны должны постоянно учитывать рыночный спрос на предоставляемые ими услуги. Для этого необходимо предвидеть спрос на ближайшие годы и приводить свои услуги в соответствие с ожидаемыми потребностями клиентов.

Формальная цель предприятия содержит информацию о том, как (с учетом какого формального принципа) должно работать предприятие. Главной формальной целью индивидуального предприятия должно быть обеспечение рентабельности (степени отдачи, доходности). Предприятия, не приносящие прибыли не могут ни инвестировать, ни идти в ногу с развитием техники, ни предложить сотрудникам гарантированных рабочих мест, ни платить налоги, ни предоставлять средства на общественные нужды. Израсходовав капитал, они рано или поздно покинут сцену экономической жизни.

Как правило, на бумаге указывается цель максимального получения прибыли, но в действительности цель оказывается более скромной, а именно получение приемлемой прибыли, минимизации убытков, установление удовлетворительной процентной ставки на паевой капитал или – для совместных предприятий – покрытие затрат. Еще одной важной формальной целью всех предприятий должно стать соблюдение экономического принципа (то есть как можно более экономное расходование средств).

Помимо этих основных целей предпринимательства существуют и второстепенные цели, имеющие меньшее значение для предпринимателей, например, гарантия или расширение доли на рынке сбыта, сохранение прежних и создание новых рабочих мест, обеспечение ликвидности (платежеспособности) и т. д.

Имущественная цель является для предприятия главной, ее можно разделить на несколько второстепенных целей. Между отдельными целями могут складываться разные отношение (целевые отношения). Конкурирующими целями являются цели, при которых достижение одной цели мешает или делает невозможным достижение другой цели (например, рационализация и сохранение рабочих мест); комплементарные цели – это цели, при которых достижение одной из них влечет за собой одновременное достижение другой (например, увеличение доли участия на рынке и создание новых рабочих мест); нейтральные цели это цели, при которых достижение одной цели не влияет на достижение другой (например, выбор более выгодного поставщика и благоприятный климат в коллективе).

В большинстве случаев приходится преследовать несколько целей одновременно (комбинация целей). Они могут состоять, например, в том, что, расширив гостиницу, можно увеличить свое присутствие на рынке, стремиться к увеличению прибыли и, как следствие, повысить престиж предприятия в глазах общественности. Иерархия целей, их приоритетность возникает в результате выбора одной цели как первоочередной и наиболее важной. У одного предпринимателя главной целью может быть максимизация прибыли, у человека с изобретательской жилкой – внедрение технических новинок, у третьего – повышение престижа в глазах общественности.

Из альтернативных целей рождаются целевые конфликты, если предпочтение одной цели становится помехой на пути к достижению другой цели: сохранение рабочих мест в период неполной занятости (частичной безработицы) снижает рентабельность; на железной дороге принцип покрытия спроса на пригородном сообщении должен отступить в интересах большей рентабельности, то есть для сокращения убытков приходится замораживать железнодорожные ветки.

 

Конфликты целей

 

сохранение рабочих мест —->                                    <—— рентабельность

(интерес работников по найму)                                          (предприниматель)

 

стремление к прибыли —->                                           <—— общественный престиж

(предприниматель)                                                                (предприниматель)

 

охрана окружающей среды—->                                  <—— производственные затраты

(общественность)                                                                (предприятие)

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий