Во второй колонке таблицы – продукты питания, которые желательно употреблять с осторожностью, ограничено. Обычно те компоненты, из которых состоят эти продукты, нужны организму человека. Однако сочетание этих компонентов не является оптимальным. Например, в таких продуктах может с избытком содержаться сахар. Соответственно, если не злоупотреблять продуктами, обозначенными желтым цветом, то и вероятность появления проблем со здоровьем будет ниже. Если употреблять эти продукты много или часто, то могут развиться те или иные заболевания, связанные с характером питания человека. Врачи их еще называют «алиментарными болезнями».
Наконец, в третьей колонке – те продукты питания, регулярное или даже однократное употребление которых может привести к ухудшению состояния здоровья человека. Наиболее часто как результат их систематического употребления развивается ожирение (избыточная масса тела), которое в дальнейшем приводит к другим заболеваниям, например, атеросклерозу, возможно сокращение продолжительность жизни человека. Продуктов питания, обозначенных красным цветом, лучше стараться избегать .
Для наглядности лучше всего в классе повесить плакат с изображением продуктов питания на разном фоне или же предложить нарисовать подобный плакат на уроке рисования или черчения. Хорошо, если дети регулярно будут видеть информацию относительно того, какие продукты питания полезны, а какие продукты вредны для здоровья.
В рамках обучения школьников основам рационального питания может быть эффективно проведение специальных тематических уроков по разным предметам (табл. 4). Приводимые в таблице темы являются примерными и могут изменяться в зависимости от нагрузки и особенностей программы. Важно лишь то, что практически в рамках каждого предмета могут быть даны сведения о рациональном питании. Такой междпредметный подход может позволить более эффективно развивать у школьников навыки рационального питания.
Таблица 4. Примерное содержание тематических уроков по рациональному питанию
Предмет | Содержание занятия |
Биология | Основные компоненты пищи, их значение. |
| Физиология пищеварения, значение рационального питания для нормального функционирования желудочно-кишечного тракта |
| Жевание. Роль правильного измельчения пищи во рту для профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта. |
| Витамины. Микроэлементы. Их значение для организма человека. |
География | Национальные кухни и блюда. Подход с точки зрения рационального питания |
ИЗО | Рисунок «Мое меню» |
Иностранный язык | Чтение, пересказ текста по рациональному питанию или проблемам со здоровьем, вызванным нерациональным питанием |
История | Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены |
Классный час | Обсуждение вопросов рационального питания |
Литература | Обсуждение меню персонажей литературного произведения (А.Пушкин «Евгений Онегин», А.Толстой «Война и мир», Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.) |
ОБЖ | Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья |
Обществознание, | Обсуждения проблемы питания в обществе |
классный час | Ролевая игра «Суд над фаст-фудом» |
Русский язык | Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием |
Физика | Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний. |
Химия | Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье. |
| Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма |
Черчение, информатика | Чертеж пирамиды рационального питания (рис. 5) |
Как следует из данных таблицы 4, обучение рациональному питанию школьников должно проводиться постоянно на всем протяжении их пребывания в школе. Подобные программы не могут быть разовыми акциями, за исключением случаев проведения специальных игр, викторин и т.д. Но и в этом случае желательным является совпадение тематик разовых акций с общей воспитательной работой школы по формированию у детей и подростков навыков рационального питания.